«Соловки» Гречишкина
«Соловки» Гречишкина

В постоянно действующей экспозиции картинной галереи пейзажей П.М. Гречишкина представлена картина «Соловки», написанная художником в 1990 году в единственном экземпляре. Работа входит в серию пейзажей, посвященных русскому северу.

Русский север ещё с конца XIX в. привлекал внимание художников. Дикая северная природа являлась зрителю как изобразительный сюжет в творчестве И.И. Левитана, А.И. Куинджи, И.К. Айвазовского, К.А. Коровина, В.М. Васнецова.

В советский период север с его романтикой и героической реальностью стал открытием для советских художников. Во второй половине XX в. трудно было найти живописца, который бы не коснулся в своем творчестве этой темы: Н.М. Чернышев, П.П. Оссовский, братья Ткачёвы, Ю.И. Рогозин, В.Н. Забелин.

В конце августа 1990 г. П.М. Гречишкин отправляется в туристическую поездку на север страны, в край завораживающих пейзажей, нетронутой природы и русского зодчества. Согласно записи, сделанной автором в своем путевом дневнике, маршрут пролегал через г. Архангельск, Малые Карелы, Холмогоры, Ломоносово. 1 сентября художник прибыл на о. Соловки.

1..jpg

Соловецкие острова, известные своими суровыми природными условиями и древней историей, произвели на Гречишкина сильное впечатление. Вернувшись домой, мастер приступил к написанию полномасштабной работы. Основой для будущего полотна послужил не этюд, а коллаж, собранный художником уже в мастерской. Воспоминания были настолько яркими, что работа была написана на одном дыхании в технике a la prima – в один присест.

2..jpg

На первом плане мы видим берег светло-серых тонов и часть залива. Водная гладь спокойна, в ней видны отражения неба и берега. На втором плане слева небольшой холм с растительностью. За деревьями возвышаются многочисленные купола белокаменных церквей, передающие атмосферу святости этих мест. Весь третий план занимает свинцовое небо.

3. Соловки холст масло.jpg

«Соловки», холст, масло

Пейзаж окутан прохладным и немного влажным северным воздухом, с которым художник впервые познакомился, попытался изучить и воспроизвести уже у себя дома, в южных краях. Самобытность истории и архитектуры, строгость и в то же время лиричность, величие и суровость этих мест он уловил и передал в пейзаже «Соловки». Эта поездка стала последней, завершающей, больше к этим мотивам Павел Моисеевич не возвращался. 

4..jpg

В этот же год, в июле, мастер совершил ещё одно путешествие, к озеру Байкал, ставшему для него музой на последующее десятилетие.

П.М. Гречишкин, как никто другой, тонко чувствовал природу, её настроение и особенности. «Для меня природа была как церковь, общение с ней как молитва, я ходил туда кланяться, – говорил П.М. Гречишкин. – Вечер, утро, закаты, морозы, солнце, внутреннее дыхание природы – для меня это было самое величайшее чудо, все эти переживания откладывались в душе». 

Возврат к списку


Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве