Пленэрные традиции художника П.М. Гречишкина
Пленэрные традиции художника П.М. Гречишкина

К 99-летию со дня рождения П.М. Гречишкина мы публикуем фрагмент из материалов республиканской научно-практической конференции «XXV Крымские искусствоведческие чтения», посвященный многочисленным пленэрным путешествиям художника.


Русская пленэрная живопись имеет богатейшую культуру и историю. Её потенциал и сегодня остается нераскрытым полностью, и вряд ли когда-нибудь будет сказано последнее слово для этого жанра. Пленэрные традиции Юга России складывались на протяжении десятилетий вокруг личности Павла Моисеевича Гречишкина (1923 – 2009), который сделал работу на пленэре основой своего искусства.

Коллекция живописи П.М. Гречишкина включает в себя пейзажи Ставрополья, Северного Кавказа, Центральной России, Русского Севера, озера Байкал, Италии, Индии, Мексики, Греции, Египта, Японии, Турции, Непала. 

12 (2).jpg

За каждым полотном стоит своя история, которая открывается исследователю благодаря заметкам на оборотах этюдов. 

20130504_153638авы.jpg

Например, на обороте этюда «Степное лето» 1983 года черным фломастером написано: «Писал этюд с Сашей Колосовским, его жена Оля варила борщи, пели жаворонки, пахло обедом. г. Недреманная – 2 июля 1983 года».

П. М. Гречишкин. Степное лето. 1983 г. Холст масло. 60х50 см.jpg

П.М. Гречишкин. Степное лето. 1983 г.

013050_15е.jpg

Интересные сведения о буднях живописца на пленэре можно почерпнуть из описания на обороте этюда 1958 года «Тебердинское ущелье с горы Малая Хатипара»: «Гора Малая Хатипара, южнее Большая Хатипара. Поднимался в течение 5 часов по крутому лесу со скалами на высоту 2400 м. с тяжелым рюкзаком, питание, одежда, холсты, краски. Жили в избушке на горе до 12 августа. Часто сидели в облаках с Костей Сениным из пос. Теберды. Рядом стояла железная печь с высокой трубой на ножках. Ночью медведи принимали печь за чудовище и били лапой по трубе, труба летела вниз с грохотом по камням».

20130504_162634рп.jpg

20130504_161025.jpg

Пейзаж «Родные места» 1979 года экспонировался в музее Фабрега в городе Безье (Франция) на персональной выставке пейзажей художника П.М. Гречишкина, которая проходила в 1987 году. Французская пресса писала об этой выставке и об открытии картинной галереи в Ставрополе: «Это большая честь для Безье, и музей изобразительных искусств рад его принять и выставить его полотна».

П. М. Гречишкин. Родные места. 1979 г. Картон холст масло. 50х70 см.jpg

П.М. Гречишкин. Родные места. 1979 г.

В 2010 году было создано крупнейшее объединение художников Юга России «Колесо». Символ движения – колесо – глубоко сакрален, связан с непрерывным движением и цикличностью. В 2010 году руководитель объединения Олег Калайтанов озвучил основное кредо «Колеса» – объединить всех тех, кто и в XXI веке сохраняет верность русской традиции пейзажа, но пейзажа современного.

20130504_160306.jpg

Сложно переоценить роль творческого наследия Павла Моисеевича Гречишкина в культурной жизни города и края. Картины П.М. Гречишкина хранятся в 40 странах мира, их владельцами были представители мирового и советского политического олимпа, но только в картинной галерее пейзажей художника, находящейся в городе Ставрополе по адресу ул. Морозова, 12, можно получить полное представление о его творчестве. Уникальная коллекция хранит в себе память мест, многие из которых уже полностью изменились.

Этюдный зал Картинной галереи пейзажей художника П. М. Гречишкина. г. СтавропольОктябрь 2020.jpg

Этюдный зал картинной галереи пейзажей художника П.М. Гречишкина

46.jpg

Возврат к списку


Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве