Позывной «Кабарда»
Позывной «Кабарда»

В тяжелые осенние дни 1942 года, когда фашисты рвались в Закавказье, и им удалось пробиться к перевалам Кавказского хребта в Абхазии, наши войска в сложных условиях ледников сдерживали отборные вражеские горно-стрелковые части дивизии «Эдельвейс».

Большую помощь советским пехотинцам оказывали авиаторы. Им приходилось биться с бомбардировщиками и истребителями, бомбить и штурмовать захватчиков в ледниках, сбрасывать нашим бойцам боеприпасы, обмундирование и продукты. В их рядах в небе бесстрашно сражался на своем «И-16» Герой Советского Союза Кубати Локманович Карданов.

IMG_1 Кубати Локманович Карданов (1917-2011) Герой Совесткого Союза летчик. Фото С.Короткова.jpg

Кубати Локманович Карданов (1917 – 2011), Герой Совесткого Союза, лётчик

Кубати Карданов родился в 1917 году в селе Аушигер Терской области (ныне Черкесского района Кабардино-Балкарии) в семье крестьянина. После завершения обучения в педагогическом училище Нальчика в 1935 году работал учителем в с. Урвань, затем заведующим школой в с. Аушигер, инспектором народного образования Кабардино-Балкарской АССР.

С детства его привлекали самолеты, авиация. Однажды во время конной прогулки Кубати с отцом в небе над ними пролетел самолет. «Аэроплан!» – сказал тогда отец. Мальчик открыл рот от удивления, ведь он впервые в жизни увидел самолет. «Значит, можно не только скакать вихрем на коне, но и взлететь над горами. Вот мне бы так!..» – подумал он.

В 1940 году Кубати Карданов окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков и с самого начала Великой Отечественной войны начал службу в авиации. Он служил в составе 88-го истребительного авиационного полка (229 истребительная авиационная дивизия, 4 воздушная армия, Северо-Кавказский фронт), являясь заместителем командира эскадрильи.

IMG_2. Снимок 1942 г.jpg

1942 г.

В статье газеты «Красное знамя» от 3 апреля 1968 года рассказывается о первом бое молодого летчика. «Его МИГ-3 впервые встретился один на один с вражеским истребителем. Карданов совершил боевой разворот, бросился в атаку, но не рассчитал: фашист пробил ему лобовое стекло. Поднявшись выше и зайдя сзади, Кубати вновь атаковал. Однако фашист ушел, а самолет Кубати потерял управление. Быстро падала высота. Помутилось сознание… Кубати очнулся на земле. Перевалился через борт кабины. Все лицо и плечи залиты кровью, девять осколков от лобового стекла врезались в голову. Врачи сделали операцию. Вскоре Кубати вернулся в строй».

Кубати Карданову поручали самые сложные задания. Он бомбил немецкие колонны, мосты, переправы. И не было случая, чтобы он возвращался ни с чем. На его счету осенью 1942 года было восемь сбитых самолетов врага, сотни бомбометаний и разведок. К июню 1943 года он совершил уже 550 боевых вылетов, уничтожил и вывел из строя 2 танка, 127 автомашин, 7 орудий, 3 зенитных точки, сотни гитлеровцев.

IMG_3. Снимок 1942 года во время боев за Кавказ.jpg

1942 г. Во время боев за Кавказ

С каждым новым боевым вылетом летчик приобретал опыт и мастерство, не раз выручавшие его в боях. В одной из воздушных схваток с численно превосходящим противником Кубати был тяжело ранен. Самолет тоже был повреждён, но Карданов смог посадить его. В госпитале Москвы шла борьба за спасение летчика. Ему хотели ампутировать руку, но Кубати восстал против этого. К.Л. Карданову удалось и выжить, и сохранить руку. «Иначе я не мог, – говорил потом друзьям Кубати. – Или жить с рукой, чтобы летать, или уж совсем не жить. Словом, пошел на риск, не зная, чем все это закончится. Но риск оправдал себя».

Из воспоминаний Кубати Карданова мы узнаем о сложных, напряженных боях летом 1942 года на Северном Кавказе. «…Бой был для нас очень тяжелым, но мы все-таки выиграли его. С ненавистью мы дрались с врагом в ставропольском небе. И красным оно было от нашей ярости, от того огня мщения, который переполнял наши сердца…»

Его любили сослуживцы, всегда окружали товарищи. Своей преданностью Родине и отвагой он вдохновлял их на скорейший разгром фашистов.

IMG_4. Снимок 1942 года во время боев на Кавказе.jpg

1942 г. Во время боев за Кавказ

Военный фотокорреспондент С. Коротков описал такой факт: «Как-то на одном из аэродромов я по заданию редакции пришел фотографировать Карданова. Спросил его, не угрожают ли захватчики Сухуми, где у меня находилась семья. Кубати твердо сказал: «Как своих ушей, им не видеть городов Закавказья». Так оно и случилось. И немалая в этом заслуга отважного сокола, К.Л. Карданова».

Мужество и умение летчика были достойно отмечены. 24 августа 1943 года на груди у Кубати Карданова зажглась золотая звезда Героя Советского Союза.

IMG_5. Снимок 1943 года.jpg 

1943 г.

За годы войны летчик Карданов совершил свыше 700 боевых вылетов, сбил лично 17 самолётов противника и в группе – 12. После войны продолжил службу в ВВС. В 1952 году окончил Военно-воздушную академию, в 1961 году – Военную академию Генерального штаба. Шесть лет работал в должности заместителя начальника Ставропольского высшего военного авиационного училища.

С 1975 года генерал-майор авиации Карданов, находясь в отставке, жил в Москве и работал старшим инженером во Всесоюзном научно-исследовательском институте стандартизации.

IMG_6.jpg 

Умер К.Л. Карданов в Москве в 2011 году.

Необходимо отметить, что единокровный брат Кубати Кобард Локманович Карданов также получил звание Героя Советского союза, только посмертно. По всей России всего семнадцать семей, где два человека удостоились такого высокого звания. Одна из них – семья Кардановых.

7.Кобард Локманович Карданов (1920-1944) Герой Советского союзакомандир танкового взвода.jpg

Кобард Локманович Карданов (1920 – 1944), Герой Советского союза, командир танкового взвода

Возврат к списку

Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве