Легендарный «Козлик»
Легендарный «Козлик»

В зале истории Ставропольского государственного музея-заповедника этот экспонат сразу же привлекал к себе пристальное внимание всех без исключения посетителей, а уж мальчишек от него было не оттащить. Речь идет о легендарном автомобиле ГАЗ-67Б.

1

ГАЗ-67 – советский военный полноприводный легковой автомобиль с открытым кузовом и проемами вместо дверей. Широко использовался на завершающей стадии Великой Отечественной войны как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как лёгкий артиллерийский тягач. ГАЗ-67 представлял собой модернизированную модель автомобиля ГАЗ-64, выпуск которого был начат в 1941 году на базе агрегатов ГАЗ-М1 – знаменитой «Эмки».

2

Экспериментальный автомобиль с колесной формулой 4х4 упрощенной конструкции был создан по заказу Главного автобронетанкового управления РККА. На разработку и изготовление машины конструкторской группе во главе с Виталием Андреевичем Грачевым понадобился всего 51 день. Вездеход получил название «Пигмей» по образцу прототипа – американского армейского джипа Ford Pygmy. Действительно, оба автомобиля отличались миниатюрными размерами, не больше современных Renault Twingo и Nissan Micra. В серийном производстве «Пигмею» был присвоен индекс ГАЗ 64.

3

Машина без полной загрузки буквально прыгала на неровностях – как говорили шофёры тех лет, «козлила». Из-за такого своеобразного поведения автомобиль быстро прозвали «козликом», это название унаследовали последующие модели ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б. Главной задачей модернизации ГАЗ 64 было расширение колеи до нормальной – 1445 мм вместо 1250 мм. Новая модель в мае 1943 года получила название ГАЗ-67. Индекс «Б» был присвоен автомобилю в 1944 году (по своей традиции В.А. Грачёв индекс «А» опускал). Он обладал более мощным двигателем 54 л. с. вместо 50 л. с. и имел следующие технические характеристики: длина 3,34 м; ширина 1,72 м; высота 1,5 м; дорожный просвет 23 см; вес 1,3 т; объём двигателя 3,28 л; максимальная скорость 90 км/ч.

4

Объёмы производства ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б в годы войны были сравнительно невелики – 4851 машина, что составляло менее 1/10 от поставок в СССР ленд-лизовских Willys MB и Ford GPW, а всего до конца выпуска в 1953 году было выпущено 92 843 автомобиля. После войны ГАЗ-67Б активно использовался не только в армии, но и в МГБ, МВД, геологоразведке, лесном и сельском хозяйстве и так далее. На его базе выпускалась бурильно-крановая гидравлическая машина БКГМ-АН (первый в мировой практике случай применения бурильно-крановой машины на легковом автомобиле), а также снегоочистители. Из-за индекса «Б» автомобиль получил уже в послевоенное время еще одно прозвище – «бобик», а американские солдаты называли его «иван-виллис». Нашему «музейному» Газ-67Б тоже довелось повоевать, поскольку эта машина, одна из первых, была выпущена в 1943 году. В послевоенное время автомобиль более 10 лет работал в Дивненской МТС и после ее реорганизации был продан в 1962 году одному из жителей с. Дивного. В конце 1988 года машина поступила в музей. В настоящее время автомобиль временно не экспонируется ввиду смены тематики выставочного зала.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве