Поиск по сайту:

В городе – пудинг, в селе – вареник
В городе – пудинг, в селе – вареник

Новый год в России отмечали по-разному. К началу ХХ века в городах сложились светские правила и представления о том, как обустроить трапезу и чем заняться в праздничную ночь, а в селах, в том числе и ставропольских, продолжали следовать вековым народным традициям.

«Я – Новый год! Каждый раз являюсь я к людям как гений-утешитель; они встречают меня кто чем может – шампанским и сивухой, в семейном кругу и в клубе, в роскошных палатах и в убогих избах. Я – самая популярная личность в декабре месяце...», – так  представил любимый всеми праздник в 1884 году поэт и писатель Иероним Ясинский.

Заглянув в старую «Поваренную книгу русской опытной хозяйки», хранящуюся в Ставропольском государственном музее-заповеднике, мы обнаружили чудные рецепты разнообразных блюд, которыми могли воспользоваться представители зажиточных семейств. Книга, изданная в 1901 году в Петербурге, рекомендовала ежедневные домашние обеды на все 365 дней в году, в том числе на 1 января и 31 декабря.

Фото 1.jpg

В последний день уходящего года предлагалось следующее меню: суп-пюре из горошка, куропатки с капустою, лось и … пылающий пудинг. Для его приготовления необходимо было иметь французскую булку, сливки, яйца, «чухонское» масло, вишневое варенье, миндаль и цукаты. Как советовали в «Поваренной книге», в середине этого сладкого блюда надо было сделать отверстие, «положить несколько кусков сахару, облить их ромом и перед дверями столовой, когда подавать пудинг, зажечь ром». Особо указывалось, что «пудинг этот, для большего эффекта, подается обыкновенно в то время, когда обедают при свечах».

Фото 2.jpg

В первый день нового года, следуя рекомендациям той же «Поваренной книги», можно было отведать на обед суп с луком, фрикасе из цыпленка, филей фаршированный и женуаз.

Последнее блюдо – маленькие пирожные из сладкого миндаля и конфетной муки – употребляли, «обмакивая в чашку ароматного желтого чая или бокал замороженного шампанского». Перед мысленным взором сразу возникает образ большого красивого зала, в котором дамы, господа и их прелестные дети сидят за богато украшенным столом с хрустальными бокалами и серебряной посудой, а прислуга подает им изысканные блюда. 

a86c6a4874.jpg

 За праздничным столом. Начало ХХ в.

Сельские празднования, наполненные глубокими народными традициями, выглядели иначе. «Сею, вею, посеваю, с новым годом поздравляю!» – с таким приветствием ходили по домам крестьянские ребятишки в зимний праздничный день, бросая при входе горсть хлебных зерен, которые хозяйка обязательно собирала и берегла до посева. Это пожелание было бы естественнее услышать весной, не правда ли? Наверное, так это и было в давние времена, когда наступление нового года отмечали 1 марта, с началом полевых работ. Было время, когда на Руси 1 сентября называли днем «летопровождения», считали его началом нового года и тоже весело отмечали, но с 1700 года по Указу императора Петра I всем российским подданным приказано было Новый год праздновать 1 «генваря». Все зимние праздники – Рождество, Новый год и Крещение –  выстроились тогда в понятную логическую цепочку.

В ставропольских селах и станицах зимние святки проходили всегда  нескучно. О том, как веселились в канун Нового года в селе Николина Балка Петровского района, основанном украинскими переселенцами, рассказывала Василиса Федотовна Макодзеба (1931 г. рождения): «Вечером дети и подростки собирались группами, ходили от двора ко двору «щедровать», славили хозяев, желали им счастья. Входя в хату, шутливо выпрашивая подарки, дети пели: «Щедрувала, щедрувала, до виконца припадала. Що ты, тетка, наварила? Що ты, тетка напекла? Вынеси нам до викна!» Или: «Щедрик, ведрик, дайте вареник, грудочку кашки, кильце ковбаски!»

Фото 4. Щедрование в селе.jpg

Щедрование в селе

Одну из девочек при этом называли Меланкой и наряжали шуточной невестой. Когда детей приглашали в дом, она быстро хватала любую вещь и не возвращала, пока хозяева не дадут какой-нибудь вкусный выкуп или деньги. А дети при этом приговаривали: «Наша Меланка ни шити, ни прясти, тильки погляда, шо вкрасти». Если хозяйка скупилась, ей могли пригрозить: «Не дашь хлеба – уведу деда, не дашь пирога – сведу корову за рога!»

Все, что было «нащедровано» (конфеты, монеты, сало, пирожки и иногда даже горилка), складывалось в общий мешок, а потом делилось между участниками по-братски. Бывало, ребята постарше, которым по дворам ходить было уже неловко, пытались отобрать мешок, тогда начиналась борьба со смехом и плачем, но заканчивалось все мирно и празднично». В первый день года старались ни с кем не ссориться, на стол поставить еды побольше и повкуснее – по примете, чтобы и весь год был таким.

После октября 1917 года «буржуазный» новогодний праздник и «поповский» рождественский были запрещены до 1935 года. Например, дети и их родители – колхозники из села Николина Балка – впервые увидели нарядную елку, установленную в школе, лишь в 1940 году, и это произвело неизгладимое на них впечатление, особенно поразили воображение полуголодных людей висевшие на елке пряники… 

Фото 5. Новый год по-советски..jpg

Новый год по-советски

С тех пор появилось много нового в этом празднике. С 1949 года 1 января стало нерабочим днем. Хотелось бы, чтобы добрые традиции любимого всеми праздника сохранились навсегда.

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2022 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве