Археолог Б.А. Куфтин первым предпринял попытку интерпретации известных к тому времени шлемов этого типа. Он считал, что наиболее близкими по форме могут считаться бронзовый шлем VI в. до н.э. и конический шлем, датирующийся 550 – 450 гг. до н.э. Первый шлем, найденный в Оппеано (Верхняя Италия), составлен из двух кусков, склепанных между собой, и украшен в греко-восточном орнаментальном стиле. Второй шлем родом из Истрии, на нем также имеется заклепанный продольный шов. Помимо основного назначения, шлем использовался в качестве урны для пепла покойника.
Обращаясь к ассирийским рельефам, Куфтин констатировал, что шлемы, изображенные на них, характеризуются тульей не прямой, а гнутой по форме головы. Исходя из этого, он отвергал возможность соотнесения кавказских шлемов с ассирийскими. В качестве подтверждения он предлагал ближе ознакомиться с бронзовым шлемом, происходящим из Нимруда, который хранится в Британском музе. Однако шлем из Нимруда не может быть сопоставлен с кавказскими, так как его форма и технология отличаются от упомянутых выше, а главное, он относится к другому историческому периоду – эпохе сасанидов.
Плохая сохранность шлемов, учтенных Б.А. Куфтиным, не позволила ему в полной мере выявить их особенности. Аналогии кавказским шлемам стоит искать именно в ассирийских древностях. Судя по клин-ярскому экземпляру 1988 г., полностью сохранившему первоначальную форму, тулья была выгнута именно в нижней части, как на шлемах, изображенных на ассирийских рельефах.
Детальный анализ рельефов из Ниневии позволяет соотнести бытование шлемов близкой формы в Ассирии с периодом правления Синаххериба (705 – 680 гг. до н.э.) и начала правления Ашшурбанипала (668 – 626 гг. до н.э.). Именно на рельефах времени правления Синаххериба появляются шлемы конической формы с выгнутой нижней частью тульи, снабженные нащёчниками. Подобные шлемы входили в защитное вооружение ассирийских воинов.