Картины для волшебных фонарей
Картины для волшебных фонарей

В фондах Ставропольского государственного музея-заповедника хранится коллекция стеклянных диапозитивов конца XIX – начала XX века, поступившая из собрания Музея наглядных пособий Георгия Константиновича Праве (1862 – 1925).

Диапозитив (греч. δια – «через», «сквозь») – это позитивное фотографическое или рисованное изображение на прозрачном материале (пленке или стекле), предназначенное для рассматривания на свет или проекции на экран с помощью диапроектора или диаскопа. В конце XIX – 20-е годы XX вв. диапозитивы в большей степени создавались на стеклянной основе – к этому времени относится и наша коллекция.

фото 1.jpg

Среди предметов особенно выделяется серия цветных стеклянных диапозитивов, созданных в Художественной мастерской световых картин Л.М. Соколова в Москве и посвященных отечественной истории. Изображения на диапозитивах разнообразны: сюжетные композиции по истории России периода конца XIV – XVIII вв. (отдельно времени правления Петра I), портретные изображения политических, общественных деятелей XVIII века и героев – участников Отечественной войны 1812 года. 

фото 2...jpg

Подобные диапозитивы или, как их называли столетие назад, световые/туманные картины широко использовались с середины XIX века в качестве иллюстративного материала в просветительских, научно-познавательных, а позднее и в развлекательных целях. Так, показом световых картин сопровождались народные чтения – одна из наиболее распространённых форм внешкольного образования в дореволюционной России для популяризации среди населения элементарных общеобразовательных, профессиональных и прикладных знаний.

фото 3 .jpg

Проецировались диапозитивы с помощью «волшебного фонаря» – аппарата для проекции изображений, распространённого в XVII – XX вв.

Фонарь состоял из деревянного или металлического корпуса с отверстием и/или объективом. В корпусе размещался источник света – свеча, керосиновая лампа, а позднее – электрическая лампа. Фонари, использующие в качестве источника света масляную лампу, снабжались дымоходом. Первоначально изображения, нанесенные на стекло, проецировались через оптическую систему волшебного фонаря на клубы дыма, который производил сам аппарат. Отсюда и идет название «туманные картины», причем именно это наименование было наиболее распространено в ту эпоху.

фото 4.jpg

Использование туманных картин в народных чтениях не только помогало лучшему усвоению информации, но и вообще часто с объяснениями лектора заменяло книгу. Диапозитивы иллюстрировали образы правителей и полководцев, места сражений, значимые события в истории России, предоставляя возможность простому народу наглядно увидеть то, о чем им говорит учитель-лектор.

6.jpg

К концу XIX века были уже созданы такие картины, как «Св. Кирилл и Мефодий», «Царь Петр Великий», «Нашествие татар и Михаил Тверской», «Народная война 1812 года» и другие. 

фото 5.jpg

Волшебные фонари с туманными картинами были неотъемлемой частью научных лекций. А в начале XX века прочно вошли в сферу развлечений: в летних парках и театрах, на ярмарках и выставках устраивали показы изображений на тему истории, искусства, культуры. К тому времени появились диапозитивные иллюстрации к литературным произведениям зарубежных и отечественных авторов, отдельно сочинялись различные комические, сатирические номера. Помимо рассказа, такие шоу часто сопровождались музыкой и пением.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве