Поиск по сайту:

«Деревень там очень много и железная дорога...»
«Деревень там очень много и железная дорога...»

В 2016 году в фондах Ставропольского государственного музея-заповедника случайно был обнаружен аэрофотоснимок времен Первой мировой войны. Как выяснилось, фото имеет интересную историю.

фото 1.jpg

На обороте аэрофотоснимка есть надпись: «№ 750 – Углы-Мильковщина (а.). Снято летчиком наблюдателем 34-го Корпусного Авиационного отряда Поручиком Гончаровым при полете с командиром отряда Военным Летчиком И.М. Капитаном 2-го ранга Яцук 30-го января 1917 г. в 16-м часу на аппарате Румплер с высоты 1100 м. (аппар. Потте)».

фото 2.jpg

У экспоната оказалась примечательная история.

Русские военно-воздушные силы к началу Первой мировой войны состояли из 39 авиаотрядов. В первый же день мобилизации в Школе авиации Императорского Всероссийского аэроклуба был сформирован еще один – «Особый добровольческий», позже – 34-й. Командовал им начальник школы авиации Николай Александрович Яцук.

фото 3.jpg

Н.А. Яцук (1884 – 1930). Апрель 1914 – апрель 1916 гг.

Это легендарная личность в истории отечественной авиации. Н.А. Яцук окончил Морскую академию, изучал воздухоплавание и радиоуправление. Прошел путь от постройки собственного планера до начальника школы авиации. Ему принадлежат первые в мировой военной литературе публикации о применении авиации в морском деле, о воздушном таране, он стоял у истоков гидропланирования, полярной авиации, авиационной медицины. Его карьера проходила по Морскому ведомству, и в январе 1917 года он был инженером-механиком, капитаном 2-го ранга.

Самолеты в Первую мировую войну у русской армии были, в основном, устаревшими – как французские бипланы «Вуазен» и «Фарман».

фото 4.jpg

Самолет «Фарман»

фото 5.jpg

Самолет «Вуазен»

У Яцука была трофейная машина – надежный немецкий «Румплер».

фото 6.jpg

Многоцелевой самолет «Румплер» – Rumpler C.I

Русские самолеты были снабжены лучшим в тот период специальным аэрофотоаппаратом отечественной системы «Потте», названным по имени изобретателя – русского подполковника. Фотографии размером 13х18 см получались сравнимыми по качеству с современными аэрофотоснимками.

фото 7.jpg

Фотоаппарат «Потте»

На фронте перед авиаотрядами стояли три основные задачи: корректировка артиллерийской стрельбы, воздушная разведка и бомбометание. На самолетах был пулемет, и при встрече противников случались воздушные бои.

Зенитных орудий тогда еще не было, против самолетов обе стороны применяли полевую артиллерию.

фото 8.jpg

По аэроплану. Западный фронт. 1916 г. Из альбома 83-го пехотного Самурского полка

Один из летчиков 34-го авиаотряда А.К. Туманский написал книгу «Полет сквозь годы». В ней он вспоминает: «…почти всегда мы возвращались с пробоинами... Один Яцук летал на своем «Румплере» так, что никогда не привозил пробоин; снимки же он доставлял всегда изумительные».

Новички, впервые попав под обстрел, испытывали страшное потрясение и могли потерять ориентацию. В 34-м авиаотряде было правило: к первому вылету они должны были не только запомнить карты, но и «выучить наизусть стихи, подробно описывающие участок фронта, и сдать зачет Яцуку – автору этого, в основном, непечатного произведения… В его сочинении были такие строки: «А южнее «пистолета» есть особая примета: деревень там очень много и железная дорога. Гуты там, Рогалевщина, есть Затишье, Мельковщина, два фольварка и так далее».

«Пистолетом» назывался лес, имеющий похожую форму. Таким необычным образом командир по-отечески берег подчиненных: простые рифмы впечатывались в память сами собой и могли спасти жизнь летчикам при глубоком потрясении или ранении.

Летчики-наблюдатели – летнабы – вели аэрофотосъемку, отстреливались из пулемета.

фото 9.jpg

Летчик-наблюдатель держит в руках фотоаппарат «Потте»

Музейный снимок сделан летнабом Николаем Даниловичем Гончаровым (1895 – ?). Он геройски воевал в пехоте, а после ранений – в 34-м авиаотряде. На фотографии штамп адъютанта отряда – летнаба Николая Васильевича Рахманинова (1893 – 1917),  сводного брата русского композитора Сергея Рахманинова. 17-летний юноша вступил в отряд «охотником» (добровольцем). Был он «разбитной весельчак, балагур, остряк и прекрасный музыкант, песенник».

фото 10.jpg

Летчик И.И. Мигай и летнаб Н.В. Рахманинов

30 января 1917 года 34-й авиаотряд воевал при 10-й армии, в Белоруссии. На весну 1917 года планировалась Кревская наступательная операция с мощной артподготовкой. В помощь артиллеристам летчики много фотографировали.

Когда удалось определить место съемки, оказалось, что на фотографии запечатлён именно тот участок фронта, который в своем стихотворном опусе обрисовал Яцук!

фото 11.jpg

Места нахождения немецких артиллерийских батарей, наблюдательного пункта, лагеря и кладбища

Видны меандры реки Западная Березина. Лес Волкштолы, тот самый «пистолет», покрывает Синюю гору высотой 265 м. Гору огибает железная дорога, правее которой – деревеньки Гуты, Рогалёвщина, Затишье, Мельковщина, фольварки Каролиново и Эс-Пэ. У реки – деревни Углы и Синяя Гора.

Что же было после того, как щелкнул затвор фотоаппарата? Кревская операция, несмотря на мощную артподготвку, провалилась из-за катастрофического падения дисциплины в армии. Яцук «за то, что в течение января и февраля 1917 г., управляя самолетом старой конструкции без вооружения, произвел 14 блестящих полетов на небольшой высоте с целью разведки и фотографирования неприятельских позиций под огнем неприятеля, особенно 30-го января и 18-го февраля», был награждён Золотым оружием «За храбрость». Получается, что музейный аэроснимок имеет к этой награде прямое отношение.

Летнаб Рахманинов в сентябре погиб. 34-й авиаотряд перешел на сторону большевиков. Летнаб Гончаров воевал в составе Добровольческой армии, в эмиграции стал капитаном французской авиации. Яцук дослужился до должности помощника начальника Главвоздухофлота, стал профессором Института инженеров Красного Воздушного Флота – ныне академия Жуковского.

В марте 1918 года аэроснимок попал в Ставропольский центральный народный музей имени М.В. Праве.

У Синей горы до сих пор сохранились остатки германских бетонных укреплений и окопов.

фото 12.JPG

Фото В. Богданова. 2006 г.

фото 13.JPG

Фото В. Богданова. 2006 г.

фото 14.jpg

Синяя гора. Фото В. Богданова. 2006 г.

На горе, на кладбище, стоит памятник батальону немецких ополченцев «Алленштейн» с надписью:

«Мы лежим вместе…

Мы стояли вместе при жизни…

Мы несли свой одинаковый крест…

…И мы застыли в вечности».

фото 15.jpg

Эти слова можно отнести ко всем, кто погиб на полях многочисленных сражений Первой мировой войны.


Использованы материалы статьи Н.А. Гальфингер «История аэроснимка фронта Первой мировой войны»

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2022 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве