Девичий праздник Семик приходился на период весеннего пробуждения земли, когда природа первозданно чиста и нежна. По языческим поверьям, богиня весны в это время одерживает победу над темными силами зимы. Это событие шумно отмечалось на Троицкой (или «Семицкой») неделе общенародными игрищами, в домах все украшалось зеленью и цветами.
Девушки в праздничный день отправлялись в рощу, на берег реки, чтобы петь там песни, играть и пировать. С собой они приносили приготовленные лакомства. В это время добрые молодцы присматривали себе невест, издали наблюдая за танцующими в хороводах девушками. Красные девицы плели венки из первых полевых цветов, вешали их на березки, загадывая свою судьбу, и в Троицын день венки бросали в воду.
Лубок. Конец XIX в.
А в Терской области, в станице Ардонской, ежегодно отмечался бабий праздник. Правда, происходило это 25 января, зимой, когда свободного времени у женщин было больше, чем в другие сезоны. Праздник в станице был связан с почитанием иконы «Утоли моя печали». Благодаря ее чудодейственной силе, как считали казаки, прекратилась одна из страшных эпидемий, унесшая жизни многих людей. Готовиться к этой дате начинали за две недели. Из каждого дома собирали продукты для праздничного стола, который устанавливали в ограде церкви. По традиции, туда приходили только женщины. В бабий день чудодейственную икону носили по домам с надеждой на исцеление больных. Считалось, что она отгоняет от людей и скота злые силы.
Икона «Утоли моя печали»
На какой бы праздник ни отправлялись женщины, они старались использовать его как повод на других посмотреть и себя показать. Одевались по возможности нарядно и пышно, ведь, по народным представлениям о женской красоте, неприлично было выглядеть худосочной и бледной. Поэтому, чтобы соответствовать, быть полнее, «всех румяней и белее», следовало потрудиться над своим образом. Костюмы шили с оборочками и рюшами, порой приходилось надевать по несколько нижних юбок, зимой даже стеганных на вате, дабы придать необходимый объем.
Терские казаки с женами и детьми. Конец XIX в.
Лицо становилось особенно белым, после того как его припудривали мукой мелкого помола. А если недостаточно было естественного румянца на лице, то его можно было усилить, натерев ланиты свеклой или привязав на ночь к щекам парную говядину… Красота требует жертв – так считали женщины во все времена.
Костюм казачки-некрасовки. Зал этнографии Ставропольского музея-заповедника