Топор колхидо-кобанского типа из могильника Клин-Яр III
Топор колхидо-кобанского типа из могильника Клин-Яр III

Предметы вооружения, найденные во время раскопок археологических памятников, всегда привлекают пристальное внимание специалистов. Особенно это касается изделий, которые выделяются из общего набора предметов, сопровождающих умершего в загробный мир, необычной формой, материалом, декором.

Один из таких интересных предметов раннекобанского времени (VIII в. до н.э.) найден при раскопках погребения 362 могильника Клин-Яр III близ Кисловодска в 1995 году. Это бронзовый топор, по поверхности которого выгравированы инструктированные железом изображения змей и нанесены пуансонным орнаментом изображения рыб. Топор из Клин-Яра III уникален для древностей Пятигорья начала раннего железного века.

Рис 1.JPG

Изделия из бронзы, инкрустированные железом, появляются у кобанцев на рубеже XI – X вв. до н.э. Изящные топорики с дважды изогнутым корпусом и богатым декором, подобно клин-ярскому изделию, распространяются в эпоху поздней бронзы по территориям от Кобанского могильника в Северной Осетии до земель Орду (провинция на севере Турции).

Существует несколько трактовок, объясняющих появление топора, необычного для местных памятников начала I тыс. до н.э. Одна из них представляет клин-ярский экземпляр как военный трофей рядового общинника, который по рангу никогда не смог бы заполучить его «мирным» путем. Эта трактовка основывается на довольно скромном комплексе, относящемся к III группе мужских захоронений, представляющих небогатых пеших воинов. Согласно другой точке зрения, владелец топора мог принадлежать к слою обедневших со временем представителей дружинной аристократии. Его утраченный статус представляют бронзовые бляшки с солярной символикой, бутероль от ножен кинжала, наконечник копья в наборе инвентаря.

Рис 3.JPG

Погребальный обряд свидетельствует о том, что у кобанцев в этот период существует имущественно-социальная дифференциация. Могильник Клин-Яр III позволяет доказательно говорить о наличии сложной социальной структуры у местного населения.

При этом, хотя социальные верхи и утверждали свое первенство с помощью предметов роскоши, устройство и размер их могил в этот период еще не отличались от захоронений рядовых общинников, что свидетельствует о крепости родовых традиций.

Рис 2.JPG

Возврат к списку

Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве