Одежда казачки-некрасовки
Одежда казачки-некрасовки

В экспозиции зала этнографии Ставропольского государственного музея-заповедника представлены два комплекта одежды казачки-некрасовки. Особенности исторического пути казаков-некрасовцев и традиционность уклада жизни наложили отпечаток на все аспекты их материальной культуры, включая костюм.

Некрасовцы – потомки донских казаков, старообрядцев-раскольников. Их предки принимали участие в восстании К. Булавина и И. Некрасова 1707 г. В июле 1708 г. «домовитые» казаки и старшины организовали заговор и убили Булавина. Лидером движения стал Игнат Некрасов. Чтобы спасти участников движения, он увел их на Кубань, бывшую тогда в зоне влияния Крымского хана. С Некрасовым ушло около 2000 человек. Некрасовцы поселились на Таманском полуострове, а когда в 1791 г. под ударами русских пала Анапа, некрасовцы бежали в Турцию. Часть их расселилась в районе озера Майнос. Эта группа отличалась большой  замкнутостью в плане общения с внешним миром. Проживая на Майносе, некрасовцы сохранили казачий общественный строй, православную веру, язык и русскую культуру.

43Mvxnd2si4.jpg

В сентябре 1962 г. 215 семей (999 человек) некрасовцев вернулись на историческую Родину. Их поселили в Левокумском районе Ставропольского края (пос. Кумская Долина и пос. Новокумский), где они стали трудиться на виноградниках. До наших дней казаки-некрасовцы сохранили традиции, обычаи, песни, устные предания, одежду и удивительное языковое своеобразие.

Традиционность уклада жизни некрасовцев нашла отражение во всех аспектах материальной культуры. Крой костюма оставался у них неизменным на протяжении сотен лет. Рассмотрим варианты женского костюма некрасовцев на примере экспонатов зала этнографии музея-заповедника.

-TKyY8aDD4c.jpg

Как известно, одежда казачки была многослойной. Женщины носили нательные рубахи, которые шили из тканей яркого цвета. Рубахи казачек состояли из нескольких частей: чефлика – лифа, подола – юбки, подоплеки – ворота и кокетки, а также рукавов, в свою очередь состоящих из узкой части и широкой, собранной на манжетах. Причем уже в старину сложилась традиция использовать для пошива разные не только по цвету, но и по качеству ткани для одной и той же рубахи. Экономные казачки для тех участков рубахи, которые были не видны, использовали более простые и дешёвые ткани, а шелковые отрезы шли исключительно на пошив подола и нижней части рукавов. Женские нижние рубахи, хранящиеся в нашем музее, демонстрируют именно эти особенности выбора ткани.

01 - Рубаха казачки-некрасовки..jpg

Рубаха казачки-некрасовки

Прямые полотнища женских рубах, а также верхняя узкая часть рукавов без ластовицы создает очень древний силуэт одежды – типа распашонки. Эти архаичные детали кроя подчёркивают тот факт, что казачки-некрасовки в течение двух с половиной столетий сохраняли особенности пошива своей одежды. Ворот рубахи и манжеты казачки-некрасовки украшали вышивкой, выполненной очень тонким «ювелирным» швом, что, по старинной традиции, должно было мешать злым духам вредить жизни владельца одежды.

Поверх рубах казачки-некрасовки носили балахоны с короткими рукавами. Балахоны шили из полосатой или пестрой ткани, на подкладке; они были длиной чуть выше колен и имели застежку из мелких металлических пуговиц от ворота до пояса. Короткие и узкие рукава балахона состояли из ряда разноцветных полос (ткани, лент или тесьмы). Балахоны, хранящиеся в нашем музее, имеют традиционный крой и цвет: один из них красно-белый полосатый, другой – из пестрой ткани бордового цвета с мелким желто-зелёным рисунком.

02 - Балахон пестрый казачки-некрасовки..jpg

Пестрый балахон казачки-некрасовки

Интересной особенностью полосатого балахона является наличие подпола. Подполом называют кусок дешевого материала, вставляемого в нижнюю часть полы балахона в том месте, которое обычно скрыто под передником. Так поступали в том случае, если при раскрое не хватало основной ткани на все изделие, или если хотели сэкономить при покупке отреза.

03 - Балахон полосатый казачки-некрасовки..jpg

Полосатый балахон казачки-некрасовки

Обязательной частью костюма казачки-некрасовки, как будничного, так и праздничного, был фартук. Эту деталь одежды они называли «завеска». Фартуки для каждого дня шили из простой ткани, а праздничные – из шелка. Нарядные фартуки украшали тесьмой и кружевом, а подол подшивали тканью контрастного цвета. В зале этнографии музея-заповедника можно увидеть два праздничных фартука: однотонный синий и зелёный с цветами.

04 - Фартук синий казачки-некрасовки..jpg

Синий фартук казачки-некрасовки

Разноцветные длинные завязки фартука завершаются пестрыми кисточками, их называют «мутозыками». Эта деталь фартука говорящая. По расположению мутозыков судили о семейном положении женщины. Согласно традиции некрасовцев, у незамужних девушек завязки свисали сзади, параллельно друг другу. Пожилая некрасовка подтыкала завязки с кисточками сзади несколько раз. Вдова, желающая выйти замуж, носила завязки справа: один конец был спущен вниз, другой – подоткнут под пояс фартука.

05 - Фартук зелёный казачки-некрасовки..jpg

Зелёный фартук казачки-некрасовки

В прохладную погоду женщины носили стеганные на вате или шерсти кухаёнки черного цвета – это распашная одежда с короткими рукавами. В витрине, посвященной казакам-некрасовцам, представлен этот вид теплой одежды.

06 - Кухаёнка казачки-некрасовки..jpg

Кухаёнка казачки-некрасовки

Предметы одежды некрасовцев были приобретены музеем в феврале 1963 г. у работниц совхоза Левокумского Е.Л. Шепеляевой, Н.И. Господаревой и М.Ф. Саничевой. Костюмы были сшиты в 1940 – 1950-х годах, ещё во времена проживания на территории Турции.

Xd88Cp_udfc.jpg

Возврат к списку

Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве