Кампания по сбору средств на больницу началась еще в 1894 году с воззвания ставропольского губернатора Никифораки и вице-губернатора Ключарева к населению, где высказывалось «желание улучшить дело призрения в губернии душевно больных». Эта проблема тогда остро стояла повсюду и волновала общественность всей страны. Положение дел в здравоохранении было удручающим.
В губернаторском воззвании о пожертвованиях сообщалось: «Кому неизвестно, что дело больничного призрения в Ставропольской губернии находится в самом плачевном состоянии. Единственная в городе Ставрополе больница ветха, тесна и по размерам недостаточна… Она должна принимать 24 больных, а в зимнее, весеннее и осеннее время число больных в ней доходит даже до 100 человек… Еще в более печальном и безотрадном положении находится состоящее при названной больнице отделение для умалишенных. Сами здания этого отделения, переделанные частью из сараев, существуют с начала текущего (XIX) столетия и, по ветхости, поддерживать их положительно невозможно… Число содержимых в нем больных доходит до 35 человек, которых приходится размещать в отделениях, похожих скорее на клетки, чем на комнаты».
Из воззвания ставропольского губернатора о сборе пожертвований на строительство больницы имени Александра III. 1894 г.
Было предложено новой больнице дать имя императора-миротворца Александра III. Расчет был верный: на имя покойного Александра Александровича Романова откликнутся представители всех сословий и люди разного достатка, а столичные власти не смогут отказать в поддержке устройства лечебного заведения. Проникновенный призыв к народу возымел свое действие, и пожертвования стали поступать широкой волной со всех концов губернии. Размер их был разнообразным: от 10 копеек до нескольких тысяч рублей. Когда была собрана денежная сумма в 250 тысяч, в 1901 году началось строительство.
Место было выбрано тихое и безлюдное, в трех верстах от города, около Русской казенной лесной дачи (ныне ул. Ленина, 441). Спустя шесть лет на пустыре вырос современный по тем временам лечебный комплекс, спроектированный губернским инженером Савицким. Больница была открыта в 1907 году. Главный двухэтажный корпус, построенный в форме буквы «Н» из штучного камня, вмещал в себя многое. Здесь были мужские и женские отделения для спокойных и беспокойных больных на 100 коек, врачебные, хирургический, химический и электролечебный кабинеты, лаборатория, аптека, медицинская библиотека, продовольственный цейхгауз. Были построены для нужд больницы своя электростанция, водокачка и ледник. Кроме того, предусматривалось ведомственное жилье: комнаты – среднему медперсоналу, квартиры – для врачей. Но и это еще не все! В средней части главного корпуса была обустроена церковь во имя Святого Александра Невского, куда на службу могли приходить 200 человек. А еще были читальня и зал для развлечений больных, со сценой и роялем.
Во все помещения провели электрическое освещение от собственной станции, установили электрические вентиляторы и электронасос. В подвале обустроили котельную, провели воду и создали систему центрального парового отопления. На территории больничной усадьбы работали вспомогательные, но очень нужные службы, подсобные хозяйства (молочная ферма, свинарник, птичник, конюшня), а также слесарная, столярная, швейная и сапожная мастерские. А за пределами усадьбы, на отведенных полях, выращивали картофель, капусту, бураки, овес, заготавливали сено. В общем, получилась своеобразная миникоммуна, в работе которой принимали участие и больные, и здоровые.
Физкультура в санаторном отделении Ставропольской психиатрической больницы. Начало ХХ в.
В 1913 году Ставропольская психиатрическая больница, являвшая собой образец благоустроенности и продолжавшая оставаться единственной на Северном Кавказе, была удостоена Малой золотой медали Петербургского медицинского общества как медицинское учреждение, оснащенное по последним требованиям медицинской научной мысли. Почти идеальная жизнь в лечебнице продолжалась до Гражданской войны, когда налаженный механизм работы этого непростого учреждения был совершенно расстроен, а количество нуждающихся в психиатрической помощи все увеличивалось в связи с перенесенными народом страданиями в период хаоса и ужаса.
Электрокабинет в Ставропольской психиатрической больнице. 1930-е годы
Начиная с тяжелых 1920-х годов, больницу в течение четырех десятков лет возглавлял коренной ставрополец, врач-психоневролог Адольф Доршт, ставший со временем профессором, доктором наук. Еще в молодости он начал заниматься наукой, был делегатом 1-го Всесоюзного съезда по изучению поведения человека, а в годы Великой Отечественной войны ушел на фронт. В оккупированном Ставрополе гитлеровцы бесчеловечно расправились с беспомощными пациентами психиатрической лечебницы, уничтожив 660 человек. Но после войны люди с искалеченными судьбами и больными душами снова начали находить приют и получать медицинскую помощь в стенах лечебного дома.
Главный корпус больницы. Начало ХХ в.
Сейчас больница продолжает оставаться крупнейшим лечебным учреждением на Северном Кавказе. Так же, как и сто лет назад, мы вправе считать ее народным памятником, «который не может пройти бесследно в истории русской психиатрии, как единственный в своем роде».