Поиск по сайту:

Мавзолей аланского правителя: символы и смыслы
Мавзолей аланского правителя: символы и смыслы

18 мая 2021 года в Ставропольском государственном музее-заповеднике состоялась презентация книги Н.А. Охонько «Кяфарский мавзолей аланского правителя XI века и вопросы его интерпретации».

В мероприятии приняли участие начальник отдела искусства, музеев и связей с творческими союзами Министерства культуры Ставропольского края О.П. Восковец; заведующий кафедрой истории России, и.о. директора Гуманитарного института СКФУ М.Е. Колесникова; руководитель епархиального отдела по культуре Ставропольской духовной семинарии протоирей Михаил Моздор; коллектив, участвовавший в создании книги; сотрудники Ставропольского музея-заповедника; представители научной общественности города, средств массовой информации.

01.jpg

Директор Ставропольского государственного музея-заповедника Н.А. Охонько рассказал присутствующим об истории создания книги и изучении аланского мавзолея, а также подробно ознакомил с изображениями на всех четырех стенах памятника и их символическом значением.

07.jpg

Книга посвящена памятнику мирового значения – монументальной каменной  гробнице аланского царя XI в. Первоначально этот памятник находился на могильнике Кяфарского городища, недалеко от столицы Аланского государства, которая располагалась на месте Нижнего Архыза. В 1957 г. в целях сохранения гробницы она была перевезена в г. Ставрополь и размещена для показа в музейном дворике. Выдающуюся ценность мавзолею придают рельефы, покрывающие всю поверхность каменных стен.

В представляемой книге описана история изучения мавзолея, его конструкция и, самое главное – предлагается смысловое «прочтение» содержания рельефных композиций. Этой теме автор посвятил 40 лет жизни. По его мнению, в гробнице был похоронен аланский царь, который прославился уже при жизни, а после смерти был увековечен в качестве героя. При этом он был христианином, который предстает перед нами как справедливый правитель, победитель зла и защитник веры и народа. На содержание рельефов мавзолея большое влияние оказала культура Византии, и погребенный здесь правитель являлся «духовным сыном» византийского императора.

05.jpg

Все изображенные сцены представляют собой единое произведение. На передней плите мы видим правителя с его царскими инсигниями, рядом с ним епископ, который благословляет и причащает царя. Эту сцену сопровождают доверенный царский виночерпий и верный страж собака. На следующей северной стене показана сцена литургии, в которой принимает участие правитель. Затем изображена сцена «священной охоты», в которой правитель с помощью духовного оружия сражается с дьявольскими силами, представленными в образе дикого вепря. Далее показаны проводы умершего царя и его путь в загробный мир.

08.jpg

На западной стене правитель представлен пребывающим в загробном мире. Здесь он приобщается небесной пищи и поминается живущими на земле потомками.

Рельефы южной стены показывают правителя как эпического героя, который сражается с монстрами и защищает женщин. Его подвиги воспевает сказитель, изображенный верхом на коне с арфой в руках. Завершается повествование чествованием царя, который получает «чашу славы и спасения».

Книга вводит данный памятник в широкий научный и культурный оборот и представляет его как объект культуры мирового значения. К этому следует добавить, что на недавнем голосовании мавзолей прошел предварительный отбор для включения его в топ-список 1000 чудес России.

01.jpg

Книга посвящается 1000-летию празднования крещения Алании. Эта дата будет отмечаться в сентябре 2022 года на основании указа Президента России В.В. Путина.   

В завершение презентации всем, принимавшим участие в создании книги, были вручены подарочные экземпляры.

03.jpg

02.jpg

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2022 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве