Поиск по сайту:

Пепел из Помпеев
Пепел из Помпеев

В 1912 году трое ставропольских путешественников: Лупикина (известна только фамилия), нотариус В.И. Манжос-Белый и присяжный поверенный Е.Г. Маслов побывали в Италии, откуда привезли пемзу «из вулкана Везувий», землю в пробирке из раскопок древних Помпеев и вулканический пепел в стеклянной пробирке.

Пемза и вулканический пепел экспонируются в зале минералогии нашего музея. 

Фото 1. Пемза с вулкана Везувий.JPG

Пемза с вулкана Везувий

Вулканический пепел не имеет ничего общего с пеплом, образующимся в результате горения. Частицы вулканических пеплов состоят из обломков вулканического стекла и пемзы, в меньшей степени из обломков минералов, реже из обломков горных пород более раннего извержения, которыми сложены жерло и купол вулкана. 

Фото 2. Частица пепла под микроскопом.jpg

Частица пепла под микроскопом

В пробирке с вулканическим пеплом картонными прокладками пепел разделен на семь фракций, отличающихся цветом и размерами – от пылеватых частиц до мелких горошинок. 

Фото 3. Пробирка с пеплом.JPG

Пробирка с пеплом

К вулканическому пеплу принято относить частицы размером до 2 мм. По мере удаления от вулкана размер выпадающих частиц уменьшается, изменяется также и их минеральный состав.

Под слоем вулканического пепла и лапиллей (более крупных обломков) при извержении вулкана Везувий в 79 году н.э. были погребены римские города Геркуланум, Помпеи и Стабия. В 1748 г. начались их раскопки. Изначально из пепла извлекались только те предметы, которые имели художественную ценность. В 1870 году итальянский археолог Джузеппе Фиорелли, инспектирующий раскопки, обнаружил, что на месте погибших людей и животных образуются пустоты, которые можно залить гипсом, тем самым реконструируя позы, в которых они погибли.

Раскопки Помпеев вдохновили Карла Брюллова – русского художника, побывавшего на них в 1827 году во время поездки в Неаполь, вблизи которого расположены Помпеи,  на написание самой известной его картины «Последний день Помпеи». Работал над картиной художник в своей мастерской в Риме на протяжении шести лет и закончил ее в 1833 году, после чего она была перевезена в Санкт-Петербург, где и хранится сегодня в собрании Русского музея. 

Фото 4. К.П. Брюллов Последний день Помпеи.jpg

К.П. Брюллов Последний день Помпеи

Интерес к раскопкам, возникший в конце XVIII века, стал одной из причин увлечения античностью в XIX веке и привел к увеличению потока туристов. Можно предположить, что пробирки с пеплом, запечатанные сургучом, в начале XX века продавались в Италии туристам в качестве сувениров.

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2022 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве