Поиск по сайту:

Крест «Лукуллъ»
Крест «Лукуллъ»

В фондах Ставропольского государственного музея-заповедника хранится медный крест с надписью «Лукуллъ». Это одна из редких военных наград русской эмиграции, которая имеет интересную историю.

15 октября 1921 года при странных обстоятельствах яхта главнокомандующего Добровольческой армией Юга России барона Петра Николаевича Врангеля «Лукуллъ» была протаранена океанским пароходом «Адрия» в Константинопольском порту Галата. Яхта затонула через две минуты, погибли четыре человека, остальных успели подобрать моторные лодки и шлюпки. По счастливой случайности в этот момент Врангеля на борту не было.

П.Н. Врангель.jpg

П.Н. Врангель (1878 – 1928)

После поражения в Гражданской войне Добровольческая армия Юга России под командованием генерала П.Н. Врангеля на 126 кораблях эвакуировалась из Крыма и в ноябре 1920 года прибыла в Константинополь. Русскую армию разместили на острове Лемнос, полуострове Галлиполи и в провинции Чалтадже недалеко от Константинополя. Здесь же обосновались и многочисленные беженцы. Сам Врангель поселился на яхте «Лукуллъ», принадлежавшей русскому посольству в Турции. Яхта стала своеобразной штаб-квартирой – здесь хранились документы и деньги, принадлежавшие белому движению, здесь же Врангель проводил встречи и совещания.

лукуллъ.jpg

Яхта «Лукуллъ»

В тот день на яхте Врангеля «Лукуллъ» должно было состояться очередное совещание, но один из его участников – редактор газеты «Общее дело» Н.В. Чебышев – был сильно избит и поэтому прикован к постели. Врангель решил провести совещание на квартире у Чебышева, заодно проведать пострадавшего. Врангель и его жена покинули борт и отправились к Чебышеву. На яхте остались члены команды, в том числе мичман Петр Сапунов.

В это время к Константинополю подходил итальянский океанский пароход «Адриа», следовавший из советского порта Батум. На расстоянии примерно 300 морских саженей судно вдруг резко сменило курс и устремилось к берегу, четко на яхту «Лукуллъ». Через несколько минут она была разрезана пополам и мгновенно начала тонуть. Разлом яхты пришелся на кабинет и спальню генерала Врангеля, как раз на ту часть, где должно было проходить совещание. Сразу после столкновения «Адрия» дала задний ход и ушла с места происшествия, не оказав пострадавшим и тонущим морякам никакой помощи. Уцелевших членов экипажа спасали турецкие рыбаки.

Четверых спасти не удалось, среди них и мичман Петр Сапунов, который не пожелал покинуть свой корабль. «Адрия» попыталась продолжить свой путь, однако была арестована местными властями. Капитан и лоцман «Адрии» ссылались на сильное течение, которое не позволило судну маневрировать. Несмотря на неубедительные аргументы, объяснение сочли достаточным – столкновение было признано несчастным случаем.

Главком П.Н. Врангель со своими казаками..jpg

П.Н. Врангель с казаками

Спустя некоторое время в деле всплыли интересные подробности. Океанский пароход «Адрия» работал по выгодному контракту с большевиками. Стало известно, что незадолго до отплытия парохода из Батума в город прибыл поезд из Москвы с важными персонами, командированными ВЧК Совета Народных Комиссаров РСФСР, а капитан «Адрии» всячески тянул время, надеясь задержаться в карантине. В этом случае он оказался бы рядом с «Лукуллом» глубокой ночью, когда гибель Врангеля была бы неизбежной.

О причастности к происшествию Елены Феррари – русской поэтессы, модной в эмигрантских кругах в 1920-х гг., стало известно спустя несколько лет. В 1923 г. Максим Горький писал Владиславу Ходасевичу о Елене Феррари: «…на большевичков работает, служила у них в контрразведке. Она протаранила в Константинополе белогвардейскую яхту». Сейчас из рассекреченных документов того времени уже известно и о том, что Елена Феррари была кадровой сотрудницей Разведупрвления РККА, капитаном госбезопасности, кавалером ордена Красного Знамени. Именно ей было поручено организовать и исполнить покушение на барона Врангеля в 1921 году.

Физическое уничтожение главнокомандующего не удалось, но все деньги и ценности Добровольческой армии ушли на дно, дальнейшее ее содержание стало затруднительным.

Исход Белой армии из России. П.Н. Врангель на борту корабля..jpg

Исход Белой армии из России. П.Н. Врангель на борту корабля

После гибели яхты крест с надписью «Лукуллъ» получили 6 ее офицеров, 33 члена команды, 18 человек из конвоя главнокомандующего и их семьи. Позже для коллекционеров было изготовлено еще небольшое количество таких крестов. Один из них находится в коллекции нашего музея.

Крест Лукуллъ (из фондов музея).JPG

Крест «Лукуллъ», 1920 – 1921 гг.

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2022 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве