Уникальный предмет, найденный в женском погребении № 168 Большого Ипатовского кургана, вызвал у археологов, проводивших раскопки, бурные дискуссии. Он находился внутри кожаной сумочки, украшенной красно-чёрной вышивкой с орнаментальной композицией из двух ромбов, окружности и фигуры в форме подтреугольного щита.
Предмет состоял из многих бронзовых деталей, формирующих единое наборное изделие – когтевидные навершия, деталь в форме трёх молоточковидных выступов (не имеющая аналогий!), бочковидных, декорированных по телу бронзовых бусин и длинных, выгнуто-цилиндрических декорированных бусин. Каждая из перечисленных деталей в составе изделия служила своеобразными стопором.
Предмет собирался из четырёх сборных композиционных «ветвей», нанизываясь на шнур. В каждой из «ветвей» насчитывалось по три бронзовых литых детали – цилиндрическая изогнутая бусина, крупная бочковидная бусина, когтевидная подвеска и стилизованная зооморфная деталь с тремя молоточковидными выступами. В захоронении последняя деталь изделия «смотрела» на стопы погребённой.
Две когтевидные детали украшены выпуклым точечным декором и снабжены сквозными отверстиями. Третья когтевидная деталь гладкая по когтю-клюву и снабжена двумя уплощёнными круглыми элементами декора, украшенными спиралевидным литым объёмным рисунком. Верхний элемент – по существу петля подвески со сквозным отверстием. Смыкающийся с петлёй стилизованный зооморфный диск украшен с обеих сторон выпуклой спиралью, а по внешнему краю дополнен группами из трёх-четырёх зёрен.
Из описания предмета можно заключить, что перед нами не заурядный предмет и не украшение, а скорее всего амулет с зооморфными чертами. Зооморфные черты проявляются через детали изделия и формируют образ хищной птицы: шнуры, унизанные бусинами, оборачиваются пальцами с длинными мощными когтями на крупной лапе, а в когтевидной детали с зооморфной дисковидной головкой отчетливо читается голова хищной птицы с длинным крючковатым клювом.
В древности каждое изделие наполнялось смыслами. Предмет становился символом, оберегом, амулетом. В раннекатакомбный период в жизни людей присутствовала специфика культовых церемоний, связанная с магией плодородия и реинкарнацией.