Поиск по сайту:

Одна из трагедий Сталинградской битвы
Одна из трагедий Сталинградской битвы

В этом году, когда исполняется 80 лет Сталинградской битве (17 июля 1942 – 2 февраля 1943), мы вспоминаем о ее страшных жертвах. Только погибших в ней было около 600 000 человек, военнослужащих и мирных людей. Одним из трагических эпизодов тех дней стала гибель сухогрузного теплохода «Татария».

В фонде Владимира Вячеславовича Секлюцкого (1907 – 1990), художника, заслуженного работника культуры РСФСР, инициатора создания и первого директора Мемориального музея-усадьбы художника Н.А. Ярошенко в г. Кисловодске, хранятся редкие документы об одном из трагических событий того времени.

17 июля 1942 года началась Сталинградская стратегическая оборонительная операция – самый кровопролитный первый этап Сталинградской битвы. И уже 23 июля война пришла на Волгу: ночами немецкие самолеты сбрасывали на парашютах по фарватеру мины, днем атаковали корабли с воздуха. Среди мин были очень коварные – акустические, разработанные в Германии в конце 1930-х годов. Минные тральщики Волжской военной флотилии к борьбе с ними были на тот момент не готовы. Для подрыва корабля контакт с миной был не нужен. Внутри нее находился микрофон, и она реагировала на шум гребных винтов приближающегося судна, взрываясь сама по себе в момент самого громкого звука, под днищем. При такой пробоине спасения не было.

Волжские речные пароходства выполняли важнейшую задачу транспортировки оружия, боеприпасов, воинских частей, продуктов, сырья для оборонных заводов, кавказской нефти для армии и промышленности. И главной целью наступления гитлеровцев на Сталинград было как раз нарушение перевозок стратегических грузов, особенно нефти, по этой речной магистрали. В ходе битвы волжский речной флот понес огромные потери. От бомбардировок, донных мин, артиллерийского и минометного огня противника только в навигацию 1942 года затонуло 335 судов. Свидетелем одной из этих катастроф, гибели сухогрузного теплохода «Татария», был В.В. Секлюцкий.

1..JPG

Старшина 101-го запасного стрелкового полка В. Секлюцкий. г. Астрахань, май 1942 г.

Будучи профессиональным художником, он был призван в самом начале войны на службу в запасной стрелковый 101-й полк 16-й запасной стрелковой бригады, где служил до победы. Когда фашисты стали приближаться к месту дислокации бригады в Сталинградской области, два полка были погружены у станции Сарепта на «Татарию». 

2..jpg

Сухогрузный теплоход «Татария». Из архива капитана скоростного флота Чайковской РЭБ А.А. Новикова

Участница тех событий, официантка полка Александра Михайловна Билык, писала В.В. Секлюцкому в 1975 г.: «Баржа [теплоход «Татария»] была забита. В трюмах солдаты, все остальные на верхней части. Двинулись вниз по Волге, нам неизвестно, куда: ночевка была в укрытии, а днем двигались дальше. И вот 8 августа 42 года в 4 часа дня «Татария» наскочила на мину. Ее подбросило вверх, треснуло, и она начала тонуть. Кто был на верхней части, почти все и всё полетели в воду, в том числе и я, а кто был там внизу в трюмах, что с теми? Когда нас начали собирать рыбаки своими рыбачьими лодками, кого живого, кого не живого или раненого, всех вывозили на берег. Подруга моя осталась в барже на дне Волги. Она как раз в это время помогала разносить обед в трюмы бойцам. Счастье мое в том, что я не потеряла сознания, хотя голова была разбита, к тому же умела хорошо держаться на воде».

3.jpg

Письмо В. Секлюцкому от А.М. Билык

Многие, удержавшиеся на палубе, прыгали с тонущего теплохода в реку. Так хотел сделать и комсорг 101-го запасного полка Федор Ковалев. Но Секлюцкий, проявив спокойствие и выдержку, удержал друга на судне. Спустя многие годы тот вспоминал: «Художник Секлюцкий Владимир Вячеславович спас мне жизнь. Все, кто оказался за бортом, утонули или сгорели, затянутые водоворотом у горящего танкера, который также взорвался на мине ниже по течению реки. Заместитель командира полка собрал всех оставшихся в живых, и мы начали собирать и спасать оружие (грузили на подошедшие лодки). Секлюцкий также помогал в эвакуации раненых». Благодарность свою Ф.В. Ковалев пронес через всю жизнь. «Ты спас меня от верной гибели. Вечно тебе обязан и признателен», – писал он.

4.jpg

В. Секлюцкий. Теплоход «Татария» и его гибель. 1969 г.

До сих пор неизвестно точное число жертв катастрофы «Татарии». Считается, что от 1 до 1,5 тысяч человек. Погибли оба командира полков, политрук 101-го полка, 17 членов экипажа теплохода. Родственники военнослужащих, которые официально получили извещение «пропал без вести», и сегодня безуспешно пытаются отыскать следы своих родных. В результате разрушения 32 квадратных метров днища и такой же площади палубы, разрыва правого борта и продольной переборки теплоход, построенный в г. Горьком в 1934 г., затонул.

Самого В.В. Секлюцкого память о катастрофе не покидала. Под строками письма А.М. Билык – «та ужасная картина, которую пришлось увидеть нам с Вами, наверное, всю нашу жизнь будет стоять перед глазами, и не забудется, и не пройдет» – художник приписал: «Правильно. Не забуду». Среди его документов хранятся два наброска с изображением теплохода, на обоих вверху – судно, разорванное взрывом.

5.jpg

В. Секлюцкий. Теплоход «Татария» и его гибель. 1970-е гг.

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2022 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве