Изразцы передал С.М. Долинскому Афанасьев, который служил военным следователем в Чикишляре (гавань и основанное в 1870-х гг. поселение на Каспийском море, близ иранской границы). В письме, адресованном Г.Н. Прозрителеву, Афанасьев описывает развалины древнего города Мисриан и его пригорода Машат: «Развалины города Мисриан находятся в расстоянии 100 верст от Чикишляра… Сеть каналов вокруг города и его пригорода и теперь поражает искусством. В Машате хорошо сохранились 3 минарета (21 аршин высотой) и несколько десятков мавзолеев… Изразцы украшали мечеть в Мисриане».
Руины города Мисриан
В настоящее время руины города Мисриан X – XV веков и кладбище Машат с мавзолеем Шир-Кабир X века является частью Государственного историко-культурного заповедника «Древний Дехистан» в юго-западном Туркменистане.
Мавозолей Шир-Кабир, X в.
В отличие от плоского кафеля, изразцами правильно называть рельефные плитки, которые в старину делали, отминая глину в деревянном коробе, имеющем в днище резной углубленный рисунок наподобие пряничной доски. На глине получался отпечаток в виде выпуклого рельефа. Отсюда и происходит название «изразец» (изрезанный).
Первый изразец из коллекции Долинского можно отнести к группе своеобразной лубочной керамики, получившей распространение в Иране в XIX в. На нем грубоватое, наивное и немного смешное изображение воина, сражающегося со львом. Подобные керамические изделия, часто невысокого качества, имели хождение среди представителей среднего класса. Голубая краска расплылась – это говорит о невысоком уровне техники мастера.
Второй музейный предмет относится к многочисленной группе изразцов, в обилии производимых в 1880-е гг. в Тегеране. Здесь изображена сцена соколиной охоты – всадник на красивой белой лошади с соколом в руке. Мастерски нарисована галопирующая лошадь, одежда наездника указывает на его благородное происхождение. Этот изразец делал мастер высокого класса – краска фона изразца практически не заходит на фигуру.