Из истории: c середины XIX века работа в условиях естественного освещения становится основным направлением Барбизонской школы живописи и импрессионизма. Именно тогда начался «бум» изобретений всевозможного инвентаря, позволяющего работать на пленэре. К примеру, в середине 1870-х годов художники придумали, как размещать краски в тубах, напоминающих современные тюбики для зубной пасты. Ранее каждый художник изготавливал свои собственные краски в студийных условиях, разламывая сухие порошки пигмента и смешивая их с льняным маслом, что на природе в принципе невозможно. Этюдник, оснащенный телескопическими ногами-опорами, представляет собой короб, в который помещались все необходимые принадлежности: краски, холст, палитра, кисти. Имя изобретателя этюдника, к сожалению, не сохранилось.
Именно этюдник произвел революцию в живописном искусстве, позволив художникам, работающим в мастерских по канонам, выйти на свежий воздух к изменчивой природе. Это дало новый виток развития, в котором искусство живописи еще не подчинялось заученным правилам. Цвет и свет становятся не статичными, на сцену вышло наблюдение за природой цвета. Выход на пленэры ознаменовал собой появление новых течений в искусстве, свобода выбора творческого пути для художника начинает играть главную роль.
Главное достоинство этюдника – это мобильность. Для Павла Моисеевича Гречишкина, корифея пленэрных традиций, это позволяло развернуть мастерскую абсолютно в любом месте, в любых условиях.
Холст можно равнять, благодаря фиксатору, на любой высоте и под нужным углом, палитра, кисти, краски и баночкам с растворителем могут располагаться именно так, как нужно и удобно художнику.
Добавим специальный зонт для укрытия от палящего солнца и дождя - рабочее место становиться идеальным.
В зале выставки «Дороги к природе и искусству», центральное место занимает и личный этюдник П. М. Гречишкина, на котором были написаны представленные этюды.