Поиск по сайту:

Тачанка - символ Гражданской войны.
Тачанка - символ Гражданской войны.
Изначально «тачанка» – это легкий быстроходный конный экипаж на рессорах. Украинское название повозки «нэтычанка» то есть повозка, в которой оси колес не касались кузова «не тыкались» по-украински, созвучно польскому najtyczanka. В свою очередь najtyczanka, это переиначенное Neu-Titschein – немецкое название небольшого чешского городка Новый Йичин. Город славился своим производством четырехколесных легких конных повозок с плетеным кузовом и кóзлами.

В конце XIX – начале XX веков тачанка была распространена в Восточной Европе, Новороссии, Таврии, а также среди переселенцев из этих мест на Кавказе и Кубани. Обладание таким довольно дорогим экипажем было мерилом достатка и престижа.

фото 1.jpg

Najtyczanka

Павел Степанович К. уроженец в села Винодельное Ставропольской губернии, ровесник XX века за свои 90 лет пережил две войны, концлагеря для военнопленных в Германии и Бельгии, сталинские лагеря. Став уже автовладельцем, Павел Степанович часто вспоминал один эпизод из своей жизни. Будучи еще «парубком», он собственноручно смастерил «тычанку», перейдя, таким образом, в разряд «завидных женихов». Дольше всего пришлось повозиться с рессорами, но прокатиться на ней с ветерком так и не удалось. Реквизировали тачанку и «красные», и «белые», и даже «зеленые». Несколько раз находил Павлó свое детище по окрестным буеракам, тащил домой, чинил, пока не сгинула тачанка окончательно в водовороте Гражданской войны.

Удобное средство передвижение, тачанка стала одним из символов братоубийственной Гражданской войны в России.

В год празднования 50-летия Октябрьской революции Ставропольский музей стал обладателем такого символа. Летом 1967 года тачанка времен Гражданской войны была передана музею одним из сельскохозяйственных предприятий станицы Усть-Джегутинской Прикубанского района Карачаево-Черкесской Автономной Области Ставропольского края.


  

фото 2.JPG

Символ Гражданской войны.

Сейчас невозможно установить, кто первый догадался установить пулемет на конную повозку. В начале 1890-х годов полиция Нью-Йорка во время уличных бунтов использовала рессорные экипажи с митральезами «Гатлинг-Бульдог» для патрулирования улиц.

фото 3.jpg

Нью-Йорк 1892 год

Во второй англо-бурской войне на рубеже XIX-XX веков использовался пулемет, установленный на безрессорную двуколку.
 


фото 4.jpg

Южная Африка 1903 год.

Есаул Шкуро во главе конного отряда особого назначения из казаков-кубанцев применял во время рейдов по тылам врага бою подобную нехитрую конструкцию в 1916 году во время Первой мировой войны.

Во время гражданской войны пулемет являлся самым грозным мобильным оружием, а тачанка – транспортом с самой высокой скоростью перемещения.
В России в качестве вооружения тачанок использовался пулемет системы Мáксима, разработанный в 1883 году британским оружейником американского происхождения Хайремом Стивенсом Максимом. С 1910 года с он начал выпускаться в России. Опорная тренога, пулемета, была заменена станком на двух небольших колесах. Музейный «Максим» установлен на станке Соколова.
 

фото 5.jpg 

Хайрем Стивенс Максим со своим изобретением.



Экипаж тачанки включал пулемётный расчёт из двух человек: наводчик-пулемётчик и помощник пулемётчика, и ездового, он же запасный наводчик-пулемётчик. Вопреки устоявшемуся мнению, когда тачанка стремительно передвигается на поле боя, а лихой пулеметчик ведет огонь по противнику, на тачанке перевозился пулемёт, расчёт и боекомплект. В бою расчёт снимал пулемёт с повозки и вручную перемещал его на позицию. Стрельба с повозки применялась в исключительных случаях.

фото 6.JPG


Тачанка слишком крупная цель, к тому же под огонь попадали кони. Главная особенность тачанки – это мобильность перемещения пулеметного расчета с одной стационарной позиции, на другую стационарную позицию.

В каждую боевую повозку впрягали от двух до четырех лошадей, а в походе каждая тачанка сопровождалась таким же количеством запасных лошадей, которые скакали на привязи.
 

фото 7.JPG


Особой популярностью тачанки пользовались у махновцев. Последние использовали тачанки не только в бою, но и для перевозки пехоты. При этом общая скорость движения отряда соответствовала скорости идущей на рысях кавалерии. Таким образом, отряды Махно легко проходили до 100 км в день несколько дней подряд. Так, в сентябре 1919 года крупные силы Махно за 11 дней прошли более 600 км от Умани до Гуляй-Поля, захватив врасплох тыловые гарнизоны белых.

фото 8.jpg

 Махновская тачанка в музее города Гуляйполе

Вопреки устоявшемуся мнению, Махно не придумывал тачанку, он довел практику ее боевого применения до вершины совершенства. Тачанки были у всех: и красных, и белых, и зеленых. Но только Махно сконцентрировал самое грозное тогда оружие – пулеметы на мобильном транспорте в отдельное подразделение – знаменитый пулеметный полк, которым командовал Фома Кожин (Кожа). Количество пулеметных тачанок в войске Махно доходило до тысячи и даже больше, а по воспоминаниям Буденного «в полку их было 20 штук, по одной на взвод». Во Вторую мировую войну такую же тактику применили только две страны из всех воюющих – Советский Союз и

Германия, собрав в мощные группировки – танковые армии, самое совершенное на тот момент оружие – танки.

В Красной Армии специальная пулеметная повозка для кавалерийских частей официально была принята на вооружение в 1928 году, под названием «Боевая конно-пулемётная тачанка образца 1926 года». Тогда же впервые были утверждены её параметры и характеристики.

 С конца 1920-х и до середины 1930-х годов небольшое количество тачанок для Красной Армии производилось в Ставрополе на заводе бывшей «Фабрика ходов», известной также как Бричечная фабрика. Фабрика располагалось на Ярмарочной площади, и до революции принадлежала компаньонам Воротникову и Сватикову.

фото 9.JPG 

Ставрополь начала XX века

В 1930-х годах были созданы специально оборудованные тачанки для стрельбы по самолётам. Причём, тачанки именно этого типа были единственными, с которых предусматривалось ведение огня с колес, не снимая пулемёт с повозки.

фото 10.jpg


В пулеметном эскадроне кавалерийского полка полагалось иметь две зенитные тачанки.

фото 11 .jpg


Помимо Советского Союза, тачанка состояла также на вооружении в Польской армии, где в 1930-х годах были разработаны специальные армейские образцы повозки (taczanka).

фото 12.jpg

Польская тачанка.



В годы Великой Отечественной войны тачанки использовались не так массово, и почти исключительно как средство транспорта для перевозки пулемёта и личного состава. Сняты с вооружения при расформировании кавалерии как рода войск в середине 1950-х годов.
В Советском Союзе редко какай фильм о Гражданской войне обходился без батальных сцен, где в кадре не появилась бы тачанка. На Украине в Каховке и в России в Ростове-на-Дону установлены монументальные памятки легендарным боевым колесницам.

  фото 13.jpg
«Легендарная тачанка» город Каховка.

Тачанка запечатлена на полотнах бывшего красноармейца-добровольца с 1920 года Митрофана Борисовича Грекова, вся жизнь и творчество которого были неразрывно связаны с военной тематикой. 
 

фото 14.jpg
Митрофан Греков «Тачанка» 1925 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва.


О тачанке сложены песни. Самая известная и популярная из них композитора Константина Листова на слова Михаила Рудермана так и называется «Тачанка»:
 

И врагу поныне снится
Дождь свинцовый и густой
Боевая колесница,
Пулеметчик молодой.

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве