Первый образец появился в середине XIX века и это был бак с рамой на ручном приводе. Спустя полвека стали производиться машины с электроприводом, хотя их стоимость была крайне высока. Существовали даже «стиралки» с бензиновым двигателем, выпускавшиеся в США в 1920-е гг. Минусов у такой конструкции было предостаточно. В довоенное время бытовая техника стала постепенно дешеветь и прачки стали уходить в прошлое.
На снимке – первая массовая стиральная машина СССР– ЭАЯ-2. Рижского электромашиностроительного завода. Данный аппарат был передан музею в середине 1990-х, после долгих лет работы. Появление «стиралок» в начале 1950-х было революцией советского быта. Стоила она 600 рублей, что было довольно немало.
По конструкции ЭАЯ-2 была баком с лопастями, которые двигал мотор. За процессом стирки нужно было внимательно следить, ведь таймера не было, как и насоса для откачки грязной воды. А еще нужно было самостоятельно подогревать воду, наливать и сливать, добавлять моющее средство. Два режима «стирка» и «отжим» переключались рычагом. Стирка длилась около получаса, а отжим – 5 минут. Чтобы гигантский бак не перевернуло от вибрации он фиксировался присоской к полу. Если конечно пол был кафельным...
При изучении аппарата поражает обилие металла! Даже боковые стойки сделаны из стали немалой толщины, внутренний бак из нержавейки и алюминия. Какого-либо намека на экономию при конструировании замечено не было. Кстати, стальные баки от рижских стиральных машин (чаще более поздних моделей) использовались в хозяйствах как «неубиваемые» емкости для воды.
В конце 1950-х эту модель сменила более совершенная Рига-55, выпускавшаяся много лет и многие экземпляры служили верой и правдой вплоть до начала 2000-х гг.