Ещё во второй половине XX века этнографы отмечали присутствие таких пеналов в домах осетин, которые называли их «бинат[ы]хицау». А для раннесредневековых захоронений коробочки бинат[ы]хицау являются одними из самых распространенных предметов. Пеналы располагали у головы и за левым плечом погребенного, независимо от пола, возраста и социального положения. Как правило, археологи находят пеналы пустыми, исключением является лишь несколько случаев, когда учёными в ходе химического анализа было выявлено наличие сахаристого плода и мочалы.
Маленький размер большинства пеналов говорит об их культовом назначении. В ходе изучения удалось выяснить, что изготавливались коробочки-пеналы из мягких пород дерева: чаще из ольхи, реже из лещины (другие породы – липа, ива, платан, берёза – представлены лишь в единичных находках). Снаружи большинство пеналов слегка подтесаны, но некоторые расписаны цветными красками или декорированы прорезными изображениями мифологических существ. Особое украшение пеналов – фигурное оформление ручки крышки.
Интересно, что в захоронениях находят два вида пеналов: подлинные и имитационные. К подлинным относятся крупные, декорированные, составные пеналы, изготовленные с затратами немалого времени и труда. А к имитационным – маленькие, грубо изготовленные, и, в отличие от крупных, не носящие следов длительного использования. Предполагают, что крупные пеналы, встречающиеся только в редких случаях, являются «подлинными», то есть их использовали при жизни владельца в сакральном пространстве дома.
Маленькие экземпляры (их большинство), представляют собой символическое воспроизведение пеналов-коробочек. Они выполнены наспех для погребальных целей. Исследователи экспериментально установили, что на изготовление одного грубо обработанного пенала уходило не более 1 – 2 часов.
Этнографы и археологи обращались к кавказским этноархеологическим источникам и нашли аналогии пеналам из Подорванной и Мощевой Балок.
Коробочки, удивительно близкие по форме и устройству к коробочкам-пеналам из раннесредневековых скальных могильников, известны у осетин, причём как в Северной, так и в Южной Осетии. Осетины называют эти коробочки «бинат[ы]хицау», что означает «хозяин места», в них хранят «цыкурайы фардыг» – «бусину счастья», уложенную в вату. Этот культовый предмет был обязательной принадлежностью каждого дома и посвящался покровителю семьи и очага, домашнему божеству – домовому. Заслуживает также внимания то обстоятельство, что этнографические «бинат[ы]хицау» являются прежде всего принадлежностью дома и передаются по наследству.
Исходя из этих сведений, становится понятна замена «подлинников» имитационным воспроизведением, и факт находки большинства из них пустыми: «подлинники» должны были оставаться в доме живых. Пеналы были связаны с домашним культом, а после смерти важно было поместить «дом духа хозяина дома» вместе с усопшим, поэтому изготавливалась его имитация. По мнению исследователей, проживавшее здесь алано-адыгское население воспринимало уход усопшего в мир иной как переселение из «дома живых» в «дом мёртвых».