Поиск по сайту:

Глазчатые бусины
Глазчатые бусины

Среди множества разнообразных бусин, хранящихся в музее-заповеднике, выделяются «глазчатые» бусины, изготовленные из глухого, непрозрачного стекла и отличающиеся от других наборов бусин своеобразным декором с изображениями условных глаз, через сочетание объёмной точки и окружности вокруг неё.

В древних и средневековых захоронениях Северного Кавказа самыми многочисленными и важными для определения времени функционирования памятника являются бусины. Стеклянные их образцы приходили на территорию Кавказа как военные трофеи или поступали по торговым дорогам из центров стеклоделия Египта, Малой Азии, Греции в античное время и Византийской империи в средние века.

Стекло – материал особый, имеющий множество преимуществ: доступность сырья, податливость при обработке и, наконец, большой выбор цветовой гаммы. Опытные мастера-стеклоделы владели множеством вариантов создания украшений из стекла, в том числе и бусин. Их отливали в формах, отрезали части от стеклянных трубочек, раскатывали и скручивали пластинки, искусно формировали декор по бусинам. 

IMG_20200427_134732_.jpg

Один из примеров декорирования бусин – размещение и закрепление на их теле «глазков». Исследователи выделяют некоторое количество приёмов при их изготовлении: простые накладные, сложные накладные, спаянно-накладные, сложно-спаянные. Наиболее популярной стала схема изготовления слоисто-накладных «глазков» на бусинах.

 А что же собой представляла сама технология создания «глазчатых» бусин? Капля-диск (точка) помещалась на ядро в форме конуса или пирамиды и впаивалась в бусину, обычно выступая на её поверхности. Создавали бусины с плоскими «глазками», используя, вероятно, технику прессовки стекла в момент ещё мягкого неостывшего ядра. Бывало, что многослойные «глазки» изготавливались отдельно и крепились на ядре, но такой способ оказался недолговечным, поскольку со временем «глазки» расслаивались и выпадали. Техника «мозаичного прутика» при формировании «глазка» выполнялась по следующему алгоритму. Стеклянные стержни опускали в расплавленное стекло разных цветов, после охлаждения многослойные разноцветные прутики резали на диски, и каждый диск представлял собой готовый «глазок» с кольцами. Затем «глазки» крепили на ядро (или сплавляли их вместе) и получали полноценную бусину.

Необходимо отметить, что в древних и средневековых культурах бусины с «глазками» не были украшениями в привычном для нас понимании. И, скорее всего, они не предназначались для демонстрации социального статуса и материального благосостояния. По мнению исследователей, «глазчатые» бусины изготавливались и носились как средства защиты от болезней, разного рода напастей и «дурного глаза». Многие украшения рассматривались, в первую очередь, как обереги и амулеты, с помощью которых можно было защитить незакрытые одеждой участки тела, через которые «коварные духи болезни» легко в него проникали. Поэтому в разные периоды своей истории человек изобретал приёмы защиты себя и своих детей с помощью магических обрядов, амулетов и оберегов. Костюмы изобиловали украшениями из шумящих подвесок, гривен, наборных ожерелий браслетов и вышитых орнаментов.

По археологическим и этнографическим данным, «глазчатые» бусины чаще всего носили женщины и дети. В мужских погребениях бусины с «глазками» встречаются редко и отличаются крупными размерами. Вероятно, они служили мужчине-воину в качестве подвесок-амулетов, прикреплявшихся к оружию, или же украшали и оберегали его коня, красуясь на нащёчных ремнях его оголовья. 

Возврат к списку

Архив новостей:

Яндекс.Метрика

2022 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве