Тайна казачьих шашек, или о чем говорит орнамент
Тайна казачьих шашек, или о чем говорит орнамент
Изготовление оружия издавна было одним из важнейших промыслов народов Кавказа. Храбрые воины, кавказские горцы не расставались со своим оружием, высоко ценили его и не жалели средств на его украшение. Оружие стало частью их национального костюма. Искусство оружейников Черкесии, Дагестана, Грузии, Армении всегда вызывало восхищение. 

Изделия кавказских оружейников и тех, кто украшал оружие – это прекрасные произведения прикладного ювелирного искусства. Престижность художественно украшенного оружия в обществе была обусловлена особой ролью, которую оно играло в жизни кавказских народов.

Три крупных региона, связанных с производством оружия на Кавказе – это Черкесия, Дагестан и Закавказье. Мастеров, как и клейм и видов орнамента, достаточно много, ознакомимся с некоторыми из них.

Одним из наиболее древних элементов черкесской орнаментики является стилизованное изображение бараньего рога. Наиболее распространенный элемент в украшении серебра – это лепестки в форме запятой, попарно соединенные головками. Также распространен орнамент, построенный на сочетании черни и гравировки, когда основной рисунок выполнен чернью, а дополнительный – гравировкой. 

1.jpg

Часто встречается мотив трехлепестника. Древним элементом черкесского орнамента являются четырех-, шести- и восьмилепестковые розетки. 

2 Трехлепестник.jpg

Одним из наиболее древних и любимых украшений серебряных изделий была филигрань. Такая разновидность орнамента часто использовалась для украшения ножен. 

3а Филигрань.jpg

Филигрань

А вот на клинке ставили клейма. На кавказских шашках часто встречаются клинки с изображением «волчка». Они скопированы с подлинных европейских клинков, так как последние были популярны и получили широкое признание. 

4а Волчок.jpg

«Волчок»

Встречаются клинки с клеймом гурда – серповидные зубчатые линии со словом «Генуя» между ними и тремя и более точками по бокам. 

5 Виды гурды.jpg

Происхождение слова «гурда» неясно. На Кавказе бытует предание, призванное объяснить происхождение этого термина. Два оружейника спорили, чьи клинки лучше. Один в доказательство превосходства своего клинка разрубил пополам барана, но второй не признал его победы. Тогда взбешенный первый оружейник с криком «гур – да!», т.е. «смотри!», перерубил своего соперника и его шашку пополам. Он навлек на себя кровную месть со стороны родственников убитого, но народное собрание, чтобы сохранить жизнь такого оружейника, добилось примирения сторон, обязав мастера выковать каждому кровнику по клинку. Мастер к своему старому клейму «челюсти» (символ того, что его клинок перерубает железо, как зубы перегрызают кость) прибавил точки, т.е. капли крови, в знак того, что клинки послужили выкупом за кровь.

5а Гурда.jpg

Клинок с клеймом гурда

Много различных клейм было заимствовано у европейцев. Некоторые упрощались кавказскими мастерами в силу неумелого воспроизведения латинских букв в надписях. 

6 Европа.jpg

«Кузницей оружия» Кавказа называли Дагестан. На вопрос, где производилось самое лучшее на Кавказе оружие, заданный в любом селении, старожилы неизменно отвечали: «В Дагестане». Дагестанские оружейники изготавливали стволы и клинки, серебряники гравировали серебро и украшали его чернью, делали золотую насечку на кости, железе и стали. Дагестанское оружие имеет ряд свойственных только ему конструктивных черт. Но главное его отличие в орнаментике. Дагестанский орнамент – стилизованный растительный, со множеством листьев, бутонов, цветочных головок. На первый взгляд он представляется единым для всего региона. Но исследователям удалось выделить три разновидности: кубачинский, лакский и аварский.

7 Клеймо Гурда и растительный орнамент.jpg

Клеймо гурда и растительный орнамент

Кубачинский декор отличается высокой техникой исполнения, разнообразием приемов и сложной, тонко разработанной орнаментацией. Но и здесь различают несколько разновидностей. Остановимся на композиции «мархарай», что означает растительный орнамент. Шашка именно с таким орнаментом представлена в экспозиции отдела казачества Ставропольского музея-заповедника.

 

7б Мархарай.jpg

Оружие, украшенное орнаментом мархарай

Этот орнамент отрицает симметрию. В нем нет ни верха, ни низа, ни начала, ни конца. Он может расти и развиваться в любом направлении. 

8 Кубачинский орнамент.jpg

Кубачинский орнамент

Некоторые виды лакского орнамента очень близки кубачинским. Иногда их можно различить только по второстепенным деталям. Но лакским мастерам было присуще более свободное, чем кубачинцам, обращение с отдельными элементами орнамента, более смелое нарушение традиционного построения. 

9.jpg

Лакские орнаменты

На изделиях лакских мастеров появляются изображения, совершенно не допустимые для старого дагестанского быта: дамы в европейской одежде, двуглавые орлы.

Важным признаком аварских изделий является большая, чем в кубачинских и лакских вещах, разреженность орнамента, что благоприятствует четкости рисунка. Аварскому орнаменту присуща специфическая деталь – многие его элементы заканчиваются завитком с маленьким кружочком на конце. 

10 Аварские орнаменты.jpg

Аварские орнаменты

Для Закавказья характерен густой и мелкий орнамент, состоящий из коротких толстых веточек с округлыми или заостренными листочками и цветными розетками. Иногда он построен из более длинных стеблей с мелкими, отходящими от них листочками и цветочными головками, которые нередко превращаются в круглые точки на концах раздвоенных стеблей. Орнамент может быть как симметричным, так и несимметричным. Рисунок выполняется чернью и обводится линией вторичной гравировки. Фон разработан штихелем мелкими зигзагами. Орнамент этого типа распространен по всему Закавказью:  он встречается на оружии, помеченном тифлисскими клеймами, грузинской, армянской и арабской графикой.

Некоторые клинки имеют надписи, например, «Умри, злодей, от руки моей». Часто встречаются клинки с выбитыми клеймами, содержащими арабское имя мастера. Серебряные детали шашек украшались чернью, гравировкой и зернью. 

11 Украшение шашек черневым орнаментом.jpg

Подводя итог всему разнообразию орнаментов, можно сказать, что для каждого периода и для каждого поселения характерны свои особенности орнаментации и украшения оружия. Многие клинки имеют надписи, содержащие имена мастеров, владельцев, дату изготовления, клейма, иногда какие-нибудь изречения. Эти надписи, а также украшения клинков, помогают определить место их производства.

В глубокой древности, благодаря вере в магическую силу изображения, орнамент играл функциональную роль, в более позднее время он выражал эстетические вкусы общества.


Использованы иллюстрации и материалы из книги Э.Г. Аствацатурян «Кавказское оружие»

Возврат к списку

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве