История одного предмета – тфилин
История одного предмета – тфилин
В фондах Ставропольского государственного музея-заповедника хранится предмет, атрибутированный в книге поступлений как «налобники, употребляемые при религиозных молитвах раввинами». По старым номерам Ворошиловского краевого музея краеведения (1936 – 1943), нанесенным на предмет, выяснилось, что он поступил в 1927 году из Ставропольского губернского музея Северного Кавказа.

Правильное название налобников – «тфилин» (תְּפִלִּין; ед. число תְּפִלָּה, «тфиля» – иврит), по-гречески «филактерион», отсюда русское название «филактерии», аналогично и в других европейских языках. 

1..JPG

Изготавливается тфилин из кожи кошерного животного, т.е. домашнего парнокопытного жвачного. Коробочки (батим, буквально «домики») укрепляются с помощью жил на более широких подставках, через тыльную сторону которых проходят кожаные ремешки для крепления на теле. Их ширина не должна быть меньше длины ячменного зерна (0,9 см). Тфилин окрашивается в черный цвет и состоит из двух частей.  

2.jpg

Наручный тфилин (шел яд) накладывают на обнаженную левую руку («против сердца», левши – на правую руку).

3.JPG

Внутри – одно отделение, где помещается свернутый в трубочку или сложенный лист пергамента, на котором написаны четыре молитвы. 

4.jpg

Головной тфилин (шел рош) устанавливается выше середины лба.

5.jpg

Состоит из четырех соединенных между собой отделений, в каждом из которых помещается полоска пергамента с одной молитвой.

6.jpg

На двух противоположных гранях головного тфилин изображена буква еврейского алфавита шин – с правой стороны обычная, с тремя зубцами (праотцы Авраам, Ицхак и Яков), а с левой – с четырьмя (праматери Сара, Ривка, Рахель и Лея).

7..JPG

Мужчина (прошедший обряд обрезания) должен налагать тфилин во время ежедневной утренней молитвы (Шахарит), за исключением субботы и праздников. Во время наложения тфилин также произносятся соответствующие молитвы.

9.jpg


Правила наложения тфилин соответствуют библейскому предписанию: «Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем... и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» (1, Втор. 6:6–8; ср. Исх. 13:9, 16; Втор. 11:18).

8.JPG

Тфилин из фондов музея-заповедника имеет хорошую сохранность. Лицевая сторона окрашена в черный цвет и лакирована. На оборотной стороне кожа не окрашена, полупрозрачная. Сквозь нее видно содержимое коробочек светлого цвета. Там же проходит шов из жил: на каждой коробочке 12 стежков. По сохранности шва можно судить, что тфилин не вскрывали.

10.JPG


Хорошо сохранились рельефные буквы шин с тремя и четырьмя зубцами на боковых сторонах головного тфилин, а также видны грани между четырьмя его отделениями. Форма буквы шин (с заострением в нижней части) характерна для европейской общины. 

Когда и как предмет попал в музей Северного Кавказа, неизвестно. В настоящее время обе коробочки надеты на сохранившийся частично наручный ремешок (длина фрагмента – 111 см). Головной ремень отсутствует. Возможно, уже в таком виде тфилин попал в музей Г.Н. Прозрителева. 

Возврат к списку

Яндекс.Метрика

2017 © Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве