Режим работы
Понедельник: выходной
вторник: экскурсии
СР - ВС: 10:00 — 18:00

Из музыкальной истории Ставрополья

В фондах Ставропольского музея-заповедника хранится уникальный по своей конструкции бас-баян, созданный одним из старейших преподавателей музыки в Ставропольском крае, талантливым изобретателем музыкальных инструментов, исполнителем и дирижером Владимиром Васильевичем Павлючуком (1906 – 1986).

В.В. Павлючук (1906 - 1985).jpg

В.В. Павлючук (1906 – 1985)

В.В. Павлючук родился в Ставрополе в семье рабочего печатника. Музыкальные способности у Владимира выявились еще в раннем детстве: в 4 года он уже учится играть на гармони. Обладая прекрасным слухом, он хорошо подбирал различные мелодии, импровизировал. С семи лет Владимир начинает заниматься в музыкальной школе по классу скрипки и одновременно учится в художественной школе.

После окончания школы ему не удалось сразу продолжить музыкальное образование: страна переживала разруху, не хватало квалифицированных рабочих кадров в промышленности и сельском хозяйстве. Павлючук окончил курсы трактористов и стал одним из первых механизаторов на Ставрополье.

Однако стремление стать музыкантом не оставило его, и в конце 1920-х годов Владимир Васильевич поступил в Ставропольский музыкальный техникум по классу фортепиано. Одновременно он самостоятельно занимается на баяне, который все больше привлекает его своей новизной, нераскрытыми возможностями, и достигает значительных успехов. В 1931 году, еще будучи учащимся техникума, Павлючук открыл в Ставропольском музыкальном техникуме класс баяна, тем самым положив начало профессиональной подготовке музыкантов-баянистов на Ставрополье. Впоследствии музыкант заочно окончил музыкально-педагогический институт в Москве по отделению народных инструментов.

В 1933 году Владимира Васильевича приглашают в Ростовский музыкальный техникум на должность преподавателя по классу баяна.

фото 3. В.В. Павлючук со своими учениками. г. Ростов-на-Дону. 1934 г..jpg

В.В. Павлючук со своими учениками. Ростов-на-Дону, 1934 г.

В Ростове он активно участвовал в общественной музыкальной деятельности: организовывал проведение творческих концертов, смотров художественной самодеятельности, выступал в качестве члена комиссии по определению качеств баянов, выпускаемых Ростовской музыкальной фабрикой. В эти годы Павлючук становится известным как мастер по совершенствованию устройства баянов. По его проекту был создан выборный баян оригинальной конструкции, с котором он в дальнейшем успешно выступал. В 1934 году баянист впервые дал концерт на этом инструменте в Ставрополе, исполнив увертюру «Эгмонт» Л. Бетховена, Венгерские рапсодии (№ 2 и № 6) Ф. Листа, вальсы Ф. Шопена.

Увлечение конструированием инструментов Владимир Васильевич пронес через всю жизнь. Уже значительно позже он создал два совершенно уникальных баяна: бас и контрабас.

фото 4 Бас-баян.jpg

Один из них – бас-баян – хранится в фондах Ставропольского музея-заповедника. Он имеет высоту 1 метр 23 сантиметра. Инструмент стоит на полу, и исполнитель играет на нем стоя. Снабженный звуковыми резонаторами, он обладает необычной мощностью и широким диапазоном звучания, богатством тембровых красок. В отличие от своего старшего брата баяна-контрабаса, бас-баян более легкий и подвижный при исполнении.

фото 5 Бас-баян.jpg

Появление этих инструментов в народных оркестрах и оркестрах баянистов помогло бы усилить басовую группу и создать прочный фундамент в звучании оркестра. Кроме того, они могут использоваться и в симфоническом оркестре, так как по звуковым возможностям не уступают, а в техническом отношении даже превосходят смычковые контрабасы.

фото 6 Бас-баян.jpg

Помимо конструирования новых музыкальных инструментов, В.В. Павлючук много выступал на концертах, исполняя произведения зарубежных и русских классиков, играл в симфоническом оркестре, дирижировал Ансамблем красноармейской песни и пляски Киевского военного округа, в 1960-х гг. преподавал в Ставропольском культпросветучилище. Также он писал обработки народных мелодий, сочинял этюды и пьесы.

Павлючук одним из первых в стране баянистов-исполнителей включил в свой репертуар полифонические произведения Баха, Генделя, Вивальди. Выступления Владимира Васильевича на баяне опровергли теорию о том, что этот народный музыкальный инструмент нельзя приобщить к симфонической музыке.

аватар и фото 7 Бас-баян.jpg

Теги:
История
Основные залы музея
Зал этнографии
Зал этнографии
Зал истории
Зал истории
Зал природы
Зал природы
Зал археологии
Зал археологии