Настоящее и прошлое
Датой основания музея считается 24 февраля 1905 г., когда он был учрежден губернским статистическим комитетом как музей Северного Кавказа краеведческого профиля. Региональный статус определялся исторической ролью губернии на Юге России, — долгое время Ставрополье было центром Северного Кавказа.
Инициатором создания музея выступал присяжный поверенный, известный общественный деятель, ревнитель старины Григорий Николаевич Прозрителев (1849-1933). Являясь структурным подразделением Ставропольского губернского статистического комитета, музей функционировал в тесной связи со Ставропольской ученой архивной комиссией.
Он располагался в здании губернского правления и имел следующую структуру.
- Естественно-исторический отдел с подотделами геологии, минералогии, палеонтологии, зоологии и ботаники.
- Этнографический отдел с подотделами антропологии и этнографии.
- Исторический отдел с подотделами археологии и нумизматики.
- Сельскохозяйственный отдел с подотделами земледелия, полеводства, животноводства, лесоводства и лесоразведения, садоводства, огородничества, виноградарства и виноделия, пчеловодства, шелководства.
- Санитарно-гигиенический отдел.
- Отдел народного образования.
- Отдел кустарной и заводской промышленности.
К началу Первой мировой войны коллекции музея Северного Кавказа насчитывали более 10 тысяч единиц хранения. При музее существовала научная библиотека, составлявшая к 1914 г. 1710 томов книг по краеведению и истории. Экспозиция включала в себя исторический и природоведческий разделы. В первом была представлена древняя и средневековая история региона, материалы Кавказской войны и времени освоения Северного Кавказа. Наиболее интересными и познавательными были этнографические комплексы, реконструирующие элементы и быт народов, населявших северокавказский регион. Особую ценность представляла коллекция кавказского оружия, в основе которой было собрание, подаренное музею Г. Н. Прозрителевым.
В естественно-исторической части демонстрировались палеонтологические находки, чучела животных, образцы минералов и растительного мира; выделялся на этом фоне сельскохозяйственный раздел. На базе музея велась активная исследовательская и научно-просветительская деятельность.
Параллельно и одновременно с губернским краеведческим музеем был основан городской музей учебных наглядных пособий. Инициатором его создания выступил нотариус, общественный деятель, гласный городской думы Георгий Константинович Праве (1862-1925). Главной целью этого учреждения было обслуживание школ и других учебных заведений Ставрополя. Со временем музей разросся и в 1912 г. был размещен в здании торговых рядов на Александровской площади. В экспозиции были выставлены приборы, препараты, таблицы, макеты по химии, физике, географии, геологии, ботанике, зоологии. Были также представлены все разделы сельского хозяйства. Видное место занимал гербарий ботаника А. П. Нормана, который насчитывал более 6 тысяч растений, относящихся к более чем тысяче видов. Не менее ценной была и коллекция по зоологии, состоявшая из чучел и других образцов животного мира планеты. Приспосабливаясь к потребностям общества, музей постоянно эволюционировал в сторону естественно-исторического профиля.
В период гражданской войны и в первые годы Советской власти в музей поступили собрания художественных произведений, реквизированных у состоятельных граждан. Были приняты на хранение предметы из Тифлисского музея «Храм Славы» и упраздненного епархиального музея, поступили коллекции из некоторых музеев Москвы и Ленинграда.
В 1927 г. музей Северного Кавказа и городской музей были слиты в одно учреждение, расположившееся в здании бывших торговых рядов, где музей находится и поныне.
В 1930-е годы структура музея оформилась в соответствии с идеологическими установками того времени. Он состоял из трех отделов: исторический, отдел социалистического строительства и отдел природы. В эти годы музей пополнился коллекциями из Ростовского музея горских народов.
В 1939 г. по поручению партийных органов на базе краеведческого музея начинается создание антирелигиозного музея, который разместился в здании армянской церкви.
В период фашистской оккупации музей понес ощутимые потери. Немецкие генералы и офицеры забрали из музея наиболее ценные картины, среди которых были полотна И. К. Айвазовского и В. В. Верещагина. Полностью была разграблена этнографическая коллекция. Похищена богатая коллекция нумизматики и наград. По идеологическим соображениям был уничтожен отдел социалистического строительства. Представителями немецкой комендатуры были изъяты все предметы религиозного культа, собранные для антирелигиозного музея. После освобождения Ставрополя комиссия подсчитала, что потери составили 12 тысяч музейных предметов и 2375 книг на общую сумму 4559580 рублей. Ущерб в связи с утратой материальных ценностей оценивался в 500000 рублей. Однако основа музея, благодаря самоотверженным действиям сотрудников и прежде всего заведующей историческим отделом Т. М. Минаевой, была сохранена.
В течение всей войны, включая оккупацию, музей не закрывался и работал, невзирая на трудности.
В послевоенный период сфера деятельности музея расширяется. На него возлагаются функции учета и охраны памятников истории и культуры. В 1960-е годы в крае началось движение по созданию общественных и расширению сети государственных музеев. Ставропольский музей краеведения становится их методическим центром.
До середины XX в. в составе музея находилась публичная библиотека, которая в 1950-х годах составила основу краевой научной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова.
В 1962 г. на основе художественного отдела музея учреждается краевой музей изобразительных искусств.
В 1979 г. во главе со Ставропольским краеведческим музеем создается музейное объединение, в которое к 1996 г. входило 19 филиалов, образованных на базе бывших общественных музеев в городах Невинномысск, Минеральные Воды, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, Пятигорск, Георгиевск, Зеленокумск, Ипатово, Благодарный, Светлоград, Изобильный, в селах Александровском и Донском. Четыре филиала располагались в Ставрополе — Дом семьи Лопатиных, усадьба художника В.И. Смирнова с мемориалом К.Л. Хетагурова, картинная галерея художника П.М. Гречишкина, археологический и природный музей-заповедник Татарское городище. Объединение заложило равномерно распределенную краевую музейную сеть.
В 1970 г. музею было присвоено имя одного из основателей — Г.К. Праве, а с учетом уточненной истории музея (1993 г.) ему присвоили потом и имя Г.Н. Прозрителева.
В 1984-1986 гг. двухэтажное здание музея было надстроено, а старые экспозиции демонтированы.
В течение 1990-х годов на новых площадях создаются экспозиции по истории и этнографии Ставрополья XVIII-XX вв., вводится современная экспозиция по геологии и палеонтологии, в стадии разработки находятся экспозиции по археологии и природному миру.
Особенностью работы музея в этот период является активная выставочная деятельность, как из собственных собраний, так и привозных коллекций.
В 1997 г. музейное объединение было реформировано, и филиалы в городах и селах стали самостоятельными музеями. Филиалы, расположенные в Ставрополе, получили статус отделов.
В последней четверти XX в. музей активизирует археологические, историко-этнографические и природоведческие экспедиции. Собрания музея отражают его историю и отличаются многообразием, охватывая не только Ставрополье, но и весь Северный Кавказ.
Около 40% коллекций составляет фотодокументальный фонд, довольно полно отражающий прежде всего историю XX в. На мировом уровне оценивается палеонтологическая коллекция. В области естественной истории большой научный интерес представляют ботаническая, энтомологическая, зоологическая и минералогическая коллекции. Значительный удельный вес занимает археологическая коллекция. Выделяются коллекции оружия, учебных наглядных пособий, плакатов, нумизматики, картографии, этнографии.
Весь состав фонда компьютеризирован и переведен на автоматизированный учет. В 2005 году краеведческий музей преобразован в ГУК «Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве», а в 2008 г. разработана и утверждена программа комплексного развития музея-заповедника на период до 2020 г., на основе которой формируется новый тип музея.
С 1 января 2012 года музей приобрел статус государственного бюджетного учреждения культуры Ставропольского края «Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве».
На 1 января 2024 года основной фонд насчитывает 267 617 единиц, научно-вспомогательный — 63 360 единиц хранения.
Приложение 3
к приказу № 58-ОД от 31.08.2006 г.
ПОЛОЖЕНИЕ О ГЕРБЕ
Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве (в дальнейшем СГМЗ)
Настоящим положением устанавливается герб СГМЗ, его описание и порядок официального использования.
1. Общие положения
1.1. Герб СГМЗ является официальным символом Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.
1.2. Положение о гербе и рисунки герба в многоцветном и одноцветном вариантах хранятся в фондах музея и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.
1.3. Герб подлежит постановке на Федеральный геральдический учет.
2. Геральдическое описание и обоснование символики герба
2.1. Геральдическое описание герба:
«В черном поле щита два золотых дуба (один из которых опрокинут) с единой кроной и двенадцатью желудями по кругу, процветшей в сердце золотой же розой.
Под щитом на черной ленте золотой литерой девиз: «Найти. Сохранить».
2.2. Обоснование символики герба.
В основу толкования герба заложена история основания музея. Как известно, у истоков современного музея стоят две личности – Г.Н. Прозрителев, как основатель губернского музея краеведческого типа, и Г.К. Праве, выступивший инициатором Ставропольского городского учебного музея. В 1927 году эти музеи слили в единое учреждение. Два дуба символизируют двух основателей и два музея, правопреемником которых выступает нынешний музей.
В обобщенно-философском смысле дубы символизируют Древо Жизни, имеющее корни на небесах и Древо Познания, произрастающее корнями из Земли.
Срастаясь кронами, деревья процветают розой, символизируя будущее музея. Размещенные по кругу в кроне двенадцать желудей символизируют непрекращающийся цикл жизни в ее постоянном возрождении и развитии. Число 12 напоминает о двенадцати учениках Христа, распространивших в мире его учение, а также двенадцать месяцев, составляющих годы, из которых складываются века и тысячелетия, изучением которых и занимается музей.
Само слово «древо» ассоциируется с понятием «древность» и прошлым, которое является главным объектом занятия музея.
Древо Жизни и Древо Познания являют собой варианты Мирового Древа. Выступая совместно, они помогают отличать добро от зла и истину от заблуждения, в чем очень важно ориентироваться музейному сотруднику.
Дуб символизирует собой прочность, долголетие, надежность и основательность. Этими же понятиями наделяется музей, который непрерывно функционирует в течение века и может причислить себя к обязательному институту человеческого общества и государства, институту, освященному временем.
В символизме основных тинктур (цветов и металлов) согласно устоявшейся геральдической традиции заложен следующий смысл. Черный цвет гербового щита – это цвет прошлого и истории, который выражает и такие понятия как мудрость, таинство, аскезу, неотвратимую справедливость, благоразумие и загадочность. Золото символизирует просвещение, неподверженность порче, мудрость, стойкость, честь, богатство, свет, озарение, гармонию, истину.
В девизе герба предельно лаконично и в тоже время глубоко содержательно выражена основная суть социальной роли музея. Даже повелительная тональность слова «найти» в девизе не случайна, так как с этого требующего усилий действия начинается выполнение главной функции музея, которая заключается в поиске источников, сборе коллекций и информации. Термин «сохранить» включает в себя не только простое хранение историко-культурных и природных объектов, но и их· изучение и широкую популяризацию.
3. Порядок воспроизведения герба
3.1. Воспроизведение герба, независимо от его размеров, техники исполнения и назначения, должно точно соответствовать геральдическому описанию, приведенному в п. 2.1. статьи 2 настоящего Положения. Воспроизведение герба допускается в многоцветном, одноцветном вариантах и с использованием условной штриховки для обозначения цветов.
3.2. Ответственность за искажение рисунка герба, или изменение композиции или цветов, выходящее за пределы геральдически допустимого, несет исполнитель допущенных искажений или изменений.
4. Порядок официального использования герба
4.1. Герб музея помещается:
- в служебных кабинетах администрации и научных сотрудников;
- на служебных удостоверениях сотрудников музея;
- на визитных карточках сотрудников музея;
- на изданиях, выпускаемых музеем;
- на сувенирной продукции, выпускаемой музеем;
- на грамотах, дипломах, благодарственных письмах;
- на входных билетах, абонементах, приглашениях.
Допускается использование герба в качестве геральдической основы для изготовления знаков, эмблем, иной символики при оформлении единовременных юбилейных, памятных, праздничных и зрелищных мероприятий, проводимых музеем.
4.2. При одновременном размещении герба музея с Государственным гербом Российской Федерации герб музея располагается справа от Государственного герба Российской Федерации (с точки зрения стоящего лицом к гербам).
4.3. При одновременном размещении герба музея с гербом Ставропольского края герб музея располагается справа от краевого герба (с точки зрения стоящего лицом к гербам).
4.4. При одновременном размещении герба музея с гербом Российской Федерации и гербом Ставропольского края Государственный герб Российской Федерации располагается в центре, герб Ставропольского края слева, а герб музея справа (с точки зрения стоящего лицом к гербам).
При одновременном размещении герба музея с другими гербами размер герба музея не может превышать размеры Государственного герба Российской Федерации и герба Ставропольского края.
При одновременном размещении герба музея с другими гербами герб музея не может размещаться выше Государственного герба Российской Федерации и герба Ставропольского края.
5. Заключительные положения
5.1. Все права на герб принадлежат Ставропольскому государственному историко-культурному и природно-ландшафтному музею-заповеднику имени· Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.
5.2. Контроль исполнения требований настоящего положения возлагается на Администрацию музея.