У многих народов мира (и народы Северного Кавказа не исключение) считается, что лучший способ научить чему-либо – это не рассказать об этом, а показать, как это делается. С ранних лет детей северокавказских народов приучали к труду. Мальчиков, живущих на земле – к труду скотовода и пахаря, а в ауле Кубачи, знаменитом со времен средневековья своими мастерами-ювелирами и оружейниками – к ремеслу.
Чаще всего мальчика учил отец или дед, передавая все секреты мастерства. Иногда ребёнка отдавали на обучение в чужую семью. В любом случае, чтобы научиться оружейному или ювелирному делу, необходимо было наблюдать за работой мастера и при этом помогать ему в течение нескольких лет. Обучение начиналось в 9 – 10 лет, а завершалось приблизительно к 16 годам. За это время молодой человек постепенно знакомился со всеми видами работ, для того чтобы потом работать самостоятельно.
Мастер-ювелир с учеником в своей мастерской. Дагестан, аул Кубачи. 1924 г.
Девочку также приучали к разным видам деятельности: она должна была стать хорошей швеёй, вышивальщицей, должна была уметь перебирать шерсть, подготавливая её к прядению или ткачеству. Малышку 3 – 4 лет мать усаживала рядом с собой во время сортировки шерсти и показывала, как она работает на традиционной чесалке для шерсти. Когда девочке исполнялось 5 лет, она уже получала определённое задание для выполнения работ в течение дня и вечером отчитывалась о сделанном.
Расчесывание шерсти с помощью старинной чесалки. Дагестан, аул Кубачи. 1925 г.