Буквенный портрет
В фондах Ставропольского государственного музея-заповедника хранится портрет В.И. Ленина, созданный из букв. В связи с частым экспонированием в советское время портрет претерпел некоторые утраты и в 2024 году был восстановлен и законсервирован.
Б.Х. Гандельсман. Портрет Ленина. г. Надворная Украинской ССР. 1940 г. Из фондов Ставропольского музея-заповедника
В 1964 г. на юбилейном мероприятии, посвященном 60-летию Ставропольского краеведческого музея, участник Великой Отечественной войны, пулеметчик партизанского отряда «Мститель» Томашенко Федор Самойлович передал в дар портрет В.И. Ленина, который хранил у себя с 1942 г. Из рассказа дарителя следовало, что при приближении немецко-фашистских войск к г. Микоян-Шахар (ныне Карачаевск) и эвакуации мирного населения Федор Самойлович случайно нашел этот портрет, отделил от картона, сложил вчетверо и положил в полевую сумку.
На одном из привалов он показал его руководству, и портрет Ленина стал непременным атрибутом партизанского отряда – под ним шли в бой и принимали присягу. Во время боевых действий по обороне Марухского перевала несколько человек, прикрывавших отступление отряда «Мститель», пересеклись с разведчиками из регулярных войск Красной Армии. Ф.С. Томашенко показал им портрет, который произвел на бойцов большое впечатление, и они также принесли присягу и клятву победить.
Портрет В.И. Ленина из фондов музея написан с помощью мелких букв на украинском языке. Буквы составляют цитаты выступлений и произведений В.И. Ленина. Под каждой фразой стоит ссылка с указанием страницы или пункта. В нижней части портрета текстом выступления И.В. Сталина на заседании II Всесоюзного съезда Советов, посвященного памяти В.И. Ленина, «выложен» мавзолей. Справа внизу подпись: «Рисовав Гандельсман Борух Хаймович. Надвирны, 22.05.1940 г.».
Портрет выполнен в необычной технике, когда трафарет заполняется цитатами из произведений, принадлежащих изображаемому человеку и характеризующих его как политика, писателя, общественного деятеля. Впервые такой стиль появился в XVII в. Он был воплощен, например, в портрете австрийского императора Леопольда I с супругой, выгравированном на меди, на котором парик и локоны заполнены буквами.
Портрет Леопольда I с супругой, 1676 г.
В 1900 г. С.Б. Хазиным впервые в России был создан шрифтовый портрет Л.Н. Толстого. Борода, усы и рубаха писателя были заполнены текстом XIII главы «Крейцеровой сонаты» из 4700 знаков высотой не более миллиметра.
С. Хазин. Портрет Л.Н. Толстого, 1900 г.
В начале ХХ в. буквенные, шрифтовые (или словесные) портреты получили широкое распространение благодаря изобретению фотографии и появлению новых способов размножения рисунков – фотомеханических.
Джон Сокол. Портрет Ф.М. Достоевского
Если первые портреты следовали строгим правилам заполнения по имеющимся граням, то более поздние могли проступать на тексте или регулироваться текстом, который вписывался увеличивающимися или уменьшающимися буквами к началу, концу или в середине слова.
И. Софер. Портрет Николая II, 1896 г.
На рубеже 1900-х гг. в России выпустили целую серию почтовых открыток. На их лицевой стороне, там, где обычно располагается рисунок или фотография, был напечатан текст, но столь мелкими буквами (две умещаются в миллиметре), что прочесть его можно только при помощи увеличительного стекла. Текст был набран типографскими шрифтами разной жирности. Благодаря этому из букв складывалось изображение человеческого лица.
Текстовый портрет Александра II. Из фондов ГБУК «Государственный исторический музей»
В 1920-е гг. этим направлением увлеклись талантливые самоучки. Цель художников состояла в создании уникальных произведений и демонстрации мастерства. Чаще всего выбирался образ Ленина.
В 1970-е гг. всеобщее восхищение вызывало творчество советского мастера микроминиатюры Н.С. Сядристого. Одну из первых работ Сядристый создал под впечатлением от прочитанной им уже в зрелые годы повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». В течение двух месяцев мастер выписывал тушью портрет Куприна на крохотном кусочке бумаги полным текстом «Гранатового браслета» (77000 знаков). Светлые и темные участки, полутона возникали за счет изменения толщины линий и размеров выписываемых букв. Высота их равнялась в среднем 1 мм.
После такой ювелирной работы Николай Сядристый решил «соткать» из букв портрет Ильича. Художник выписывал его полным текстом трудов В.И. Ленина «Очередные задачи Советской власти», «Великий почин», а также текстами статей. На создание портрета Ленина ему потребовалось полгода ежедневной многочасовой работы.
Н.С. Сядристый. Буквенный микропортрет Ленина
Портрет, хранящийся в Ставропольском музее-заповеднике, имеет две публикации в 1970-х гг., благодаря которым удалось восстановить утраты вплоть до имени автора.