Форма для отливки удил
В первой половине – середине I тысячелетия до н.э. на территории Ставропольской возвышенности активно развивалось бронзолитейное производство. Свидетельством тому являются находки шлаков, литейных форм и металлических изделий. Древние литейщики и кузнецы занимались производством предметов вооружения, конской упряжи, украшений.
В VI веке до н.э. на территории Предкавказья развиваются технологии, позволяющие создавать предметы конской упряжи, характерные для конского убора кочевников – скифов. Обнаруженные здесь образцы бронзолитейного производства говорят о высоком уровне производимых изделий, качество и эстетические характеристики которых не уступают исходным аналогам.
В конце девяностых годов прошлого века на восточной окраине Грушёвского поселения (юго-западные окрестности города Ставрополя) найден ряд предметов – несколько орнаментированных фрагментов керамики со следами лощения и фрагмент глиняной формы для отливки бронзовых стремячковидных удил.
На Грушёвском городище ремесленный комплекс находился за пределами стен. Здесь в числе подъёмного материала найдены куски пористого шлака и кусок шлака, перемешанный с металлом. Очевидно, на периферию поселения отработавшая свою функциональность форма для производства удил попала путём выноса мусора и сброса его в одну из вырытых для этого ям.
Находка явно свидетельствует о том, что уже в VI в. до н.э. предметы конской упряжи скифских типов производились не только скифами, но и мастерами автохтонного населения – кобанцами. Интересно, что в окрестностях города Ставрополя во время исследования захоронений VI в. до н.э. выявлен ряд комплектов бронзовых стремячковидных удил (разрушенное погребение при строительстве газопровода на северной окраине Ставрополя; разрушенное захоронение у хутора Алексеевского – у села Казинка Андроповского района).
и мероприятия