Режим работы
Понедельник: выходной
вторник: экскурсии
СР - ВС: 10:00 — 18:00

Соратница и муза Григория Прозрителева. Часть 1

Жизнь Григория Николаевича Прозрителева, 175-летний юбилей со дня рождения которого отмечается в этом году, была яркой и незаурядной. О его судьбе можно снимать фильмы и писать романы, где одной из главных сюжетных линий могла бы стать история любви Григория и Александры.

Они познакомились в Москве в 1876 году. К этому времени ставропольский дворянин Григорий Николаевич Прозрителев уже окончил юридический факультет Московского университета, три года провел в Европе, сопровождая семью богатого чиновника в качестве домашнего учителя. Вернувшись в столицу, Прозрителев зарабатывал тем, что давал уроки детям состоятельных москвичей. В это время он увлекся идеями народничества, которые привели его в «кружки самообразования», где и переплелись судьбы двух молодых людей, полюбивших друг друга – Александры и Григория, единомышленников и соратников, готовых к самопожертвованию ради блага обездоленного народа.

4 Московский университет.jpg

Московский университет

Александра Николаевна тоже была дворянкой. Она родилась около 1847 года в семье богатого тамбовского помещика барона фон Миниха, владевшего десятками душ крепостных. Отец Александры был жестоким человеком, на его барской усадьбе были обычным делом наказания за малейшие провинности, сечение розгами, порки на виду у всех. Страдания крепостных вызывали сочувствие у Саши, и было велико ее желание помочь несчастным людям.

Учиться девочку отправили в Москву, в закрытое частное учебное заведение. В старших классах подруга познакомила ее с одним из революционеров, заключенным в московскую тюрьму, Петром Заичневским. С молодежью, навещавшей его, он беседовал о политике и литературе, «указывал на полное невежество народа, говорил, что наше назначение – внести свет в эту темноту. Осмеивая стремление к нарядам, к удовольствиям, он высказывал боязнь, что многих из нас может засосать серенькая провинциальная жизнь, и что только общественное дело может везде избавить людей от провинциальной атмосферы пошлости и лени», – вспоминала Александра Николаевна, спустя много лет. Она искренне прониклась этими идеями.

1. Александра Николаевна Можарова. 1874 г..jpg

Александра Николаевна Можарова. 1874 г.

Сразу после окончания учебы Александру выдали замуж за немолодого помещика Можарова, любителя собак и охоты. Девушка, чтобы вырваться быстрее из семьи отца-деспота, не противилась. В деревне, где она стала жить, Александра по своему собственному решению, без дозволения начальства и против воли супруга, открыла школу для мальчиков и стала в ней учительствовать. Крестьяне охотно посылали своих детей в школу, но в Александре Николаевне стали видеть революционерку. Полиция потребовала прекратить обучение, «которое волнует крестьян и возбуждает несбыточные надежды». В ходе обыска у Можаровой нашли запрещенные книги, которые использовались на уроках, ее арестовали, и она содержалась некоторое время под стражей в Тамбове. После многочисленных конфликтов с мужем, не понимающим ее стремлений, она уехала в Москву.

2 Высшие женские курсы. Москва.jpg

Высшие женские курсы. г. Москва

Как и многие молодые люди в те годы, А.Н. Можарова считала, что для того, чтобы работать для народа, надо быть вооруженной знаниями. В начале 1870-х годов в числе первых женщин она поступила учиться на только что открытые Московские высшие женские курсы. Александра много читала, ходила на занятия, но одновременно с некоторыми другими курсистками посещала сходки, активно занималась передачей в тюрьмы писем, книг и посылок. «Александра Николаевна становится во главе одного из кружков помощи заключенным. У нее скоро соединяются все сведения о них – где и кто сидит в Москве по политической части». В апреле 1876 года после обыска власти обвинили ее в участии в пропаганде, учредили гласный надзор.

3 Курсистки - слушательницы Высших женских курсов. Конец XIX в..jpg

Курсистки – слушательницы Высших женских курсов. Конец XIX в.

В этот период и появился в ее жизни Григорий Николаевич Прозрителев, образованный, умный, энергичный человек. Позже он рассказывал: «Ведя знакомство с некоторыми лицами из «нелегальных», я близко сошелся с Александрой Николаевной Можаровой и через нее примкнул к кружку народников-чернопередельцев, которым руководила Александра Николаевна. Наша квартира сделалась центральным местом, где можно было встретиться с членами и других фракций, которые заходили к нам частенько на квартиру».

Молодые люди во время встреч проводили совместные исторические чтения о политических выступлениях народа и вели горячие споры о том, надо ли оказывать вооруженное сопротивление властям, забывая о роли народников-пропагандистов. Г.Н. Прозрителев, который стал возглавлять этот кружок, был противником насильственных действий. Он настаивал на том, что надо «идти в народ», жить в их среде, в деревне, занимаясь определенным делом или хозяйством. Многие стали его поддерживать, в том числе и А.Н. Можарова.

5 Из воспоминаний Г.Н. Проозрителева.jpg

Из воспоминаний Г.Н. Прозрителева

Весной 1878 года было принято решение осуществить план поселения Прозрителева где-нибудь в южных казачьих областях. «Выбор мой пал на станицу П. (имеется в виду ст. Старопавловская Терской области), куда мы вскоре и двинулись с Можаровой. Сколько тревог пережила бедная Александра Николаевна, вступив в неведомый для нее край и совершенно непривычные условия, становясь на «великую и ответственную работу». Бывшая помещица, жительница столиц, институтка, не знавшая, что такое кизяк, она сразу становилась крестьянкой со всеми тяжелыми условиями этой жизни. Тяжело и жутко ей было на первых шагах, но ее доброта, приветливость, кротость, святое незлобие и ласка всегда выручали ее из беды, и все шли ей навстречу и облегчали ее затруднительное положение, не вдумываясь, кто она. Дорогая женщина с большим любящим сердцем и беззаветною верою в светлое будущее, Александра Николаевна была всегда моей правой рукой, покорно переживала со мною все встречавшиеся невзгоды в нашей скитальческой жизни», – так пишет Г.Н. Прозрителев почти через полвека в своих воспоминаниях «В народе, тюрьме и суде».

Соблюдая конспирацию, они открыли в станице лавочку и жили под вымышленными фамилиями. Станичники от мала до велика приходили за покупками, а «Никоныч и Миколавна», как их стали там величать, беседовали со всеми в нужном им направлении, о равенстве и свободе. Книжек они не распространяли, опасаясь провала своей миссии.

6 Терские казаки. XIX в..jpg

Терские казаки. XIX в.

Александра Николаевна сгруппировала возле себя девочек-подростков, начав бесплатно обучать их грамоте. Григорий Николаевич организовал церковный хор и руководил им (он и в детстве сам пел в хоре при церкви, обладая музыкальными способностями). Кроме этого, «лавочник» и его жена успешно (и бесплатно) занимались лечением местных жителей. При отъезде из Москвы они предусмотрительно запаслись некоторыми лекарствами. Александра Николаевна имела в этом деле опыт, разбиралась в травах.

В общей сложности они прожили в станице два года, завоевав расположение и уважение к себе со стороны местных казаков, но болезнь Александры Николаевны, которая подорвала себе здоровье тяжелой работой, круто изменила их жизнь.

О том, как сложилась дальнейшая судьба А.Н. Можаровой, мы расскажем во второй части статьи о музе и соратнице Г.Н. Прозрителева.

Теги:
История
Основные залы музея
Зал этнографии
Зал этнографии
Зал истории
Зал истории
Зал природы
Зал природы
Зал археологии
Зал археологии