Режим работы
Понедельник: выходной
вторник: экскурсии
СР - ВС: 10:00 — 18:00

Сосуды с зооморфными ручками

В собрании Ставропольского государственного музея-заповедника хранятся сосуды невероятного изящества и красоты, характерной чертой декора которых являются зооморфные ручки. Такие сосуды получают распространение в первые века нашей эры на территории северокавказского региона.

В научно-исследовательской литературе известны различные взгляды на происхождение этой декоративной особенности. Одни специалисты связывали распространение сосудов с зооморфными ручками с сарматским влиянием. Другие утверждали, что при рассмотрении подобной керамики следует говорить скорее о сарматском времени, чем о керамике самих этнических сарматов. По их мнению, сосуды с зооморфным декором на Северном Кавказе – местные по форме, глине и способу обработки.

В первые века нашей эры на территории Северного Кавказа и в восточной части Крыма в формах ручек керамических изделий воплотились разнообразные зооморфные образы: бараны, лошади, собаки, кабаны и др. Зооморфные ручки на сосудах встречаются в это время как с реалистичными, так и со схематичными изображениями перечисленных животных. В качестве схематичных изображений выбраны небольшие утолщения или вертикальные выступы в верхней части ручек.

В качестве примеров можно предложить сосуд из погребения 1 кургана 1 могильника «Вонючка-1» (Предгорный район Ставропольского края) и кувшин из погребения 5 кургана 7 могильника «Китаевское» (Новоселицкий район Ставропольского края). Эти памятники относятся к сарматскому времени и датируются I – III вв. н. э.

01.jpg

Cосуд из курганного могильника «Вонючка-1». I – III вв. н. э.

02.jpg

Кувшин из могильника «Китаевское». I – III вв. н. э.

Вертикальные выступы в верхней части ручек, которые исследователи определяют как схематичное изображение животных, мы наблюдаем и на керамических изделиях, на памятниках аланской культуры. Примерами могут послужить кувшин из погребения 14 могильника «Гиляч» раскопок 1939 года и сосуд из погребения 7 могильника «Гиляч» раскопок 1968 года. Этот памятник, находящийся в Карачаевском районе Карачаево-Черкесской Республики, датирован археологами IV – XII вв. н.э. Наиболее ранние погребения относятся к IV – V вв. н. э., эту же датировку исследователи относили к рассматриваемым сосудам.

03.jpg

Кувшин из погребения 14 могильника «Гиляч», раскопки 1939 года

04.jpg

Сосуд из погребения 7 могильника «Гиляч», раскопки 1968 года

Примеры ручек сосудов с реалистичными изображениями животных можно проследить на кружках из погребения 14 могильника «Гиляч». Т.М. Минаева, проводившая раскопки на данном памятнике, прочитывала в этих ручках образы медведей.

05.jpg

Кружка из погребения 14 могильника «Гиляч»

06.jpg

Кружка из погребения 14 могильника «Гиляч»

Реалистичное зооморфное изображение можно увидеть на сосуде из могильника «Узун-Кол» Данный памятник изучался Т.М. Минаевой в 1956 г. и ею датировался III – VIII вв. н. э. Ручка оформлена гордым и статным животным с длинной вытянутой шеей.

07.jpg

Сосуд из могильника «Узун-Кол». III – VIII вв. н. э.

Изящной формой обладает ручка сосуда из могильника «Луначарский», который находится в Кисловодской котловине. Этот памятник изучался А.П. Руничем в 1975 г. и датировался V – VII вв. н. э.

08.jpg

Сосуд из могильника «Луначарский». V – VII вв. н. э.

К показательным примерам максимально реалистичных изображений животных на ручках сосудов можно отнести образцы из раскопок городища «Адиюх». Памятник исследовался Т.М. Минаевой в 1954 – 1955 гг. Керамические изделия такого типа археолог отнесла к VI – IX вв. н. э. Ручки сосудов демонстрируют почти скульптурные изображения кабана и лошади с роскошной гривой. Они служат ярким примером мастерства аланских гончаров, создававших объемные и реалистичные зооморфные образы в ручках сосудов малых форм.

09.jpg

Сосуд из городища «Адиюх». VI – IX вв. н. э.

10.jpg

Ручка сосуда из городища «Адиюх». VI – IX вв. н. э.

Интересно отметить, что сосуды с ручками в образе кабана получили распространение в Боспорском царстве в I – III вв. Исследователи отмечают, что изображения животных на ручках сосудов имело охранительную функцию. Образы животных отражали и религиозные представления. Кабан в иранской языковой семье, как полагает ряд исследователей, воспринимался как медиатор между нижним и средним мирами, поскольку обладал двойными характеристиками, будучи и плотоядным, и травоядным представителем копытных.

Посетители зала археологии Ставропольского музея-заповедника могут подробно рассмотреть зооморфные ручки сосудов и другие детали их декора в витринах экспозиции «Археологическое наследие Ставропольского края».

С.Л. Кравцова

© Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве, 2025 г. Использование материалов сайта без согласования с администрацией сайта и без указания источника запрещено.

Теги:
Археология
Этнография
Основные залы музея
Зал этнографии
Зал этнографии
Зал природы
Зал природы
Зал археологии
Зал археологии
История города Ставрополя
История города Ставрополя