Жардиньерка французской фабрики Samson Ceramics
В 1745 г. в местечке Венсенн под Парижем была основана первая французская фарфоровая мануфактура, в 1759 г. она была переведена в Севр. В 1753 г. владельцем части капитала фарфоровой фабрики стал король Людовик XV, на изделиях появилась марка в виде монограммы короля – двух перекрещивающихся латинских букв L.
Изделия Севра уже во второй четверти XIX столетия стали предметом активного копирования. Наиболее известной фирмой, которая этим занималась, стала основанная в 1845 г. близ Парижа мануфактура Эдме Самсона «Компания по изготовлению репродукций старинных работ из музеев и частных коллекций».
Для успешного ведения дела Эдме Самсон закупил свыше 20000 оригиналов изделий Мейсена, Севра и других известных фарфоровых фабрик, с которых были сняты формы, и начался выпуск копийной продукции. Успех изделий этой фабрики был столь велик, что предприятие просуществовало до 1969 г. Владельцы и мастера фабрики Эдме Самсона не пытались обманывать покупателей, а создавали достойные вещи, выполненные с уважением к творчеству мастеров прошлых эпох.
В Ставропольском государственном музее-заповеднике хранится жардиньерка, изготовленная на фабрике Эдме Самсона предположительно в конце XIX – середине ХХ вв. Жардиньерка сформована и декорирована в стиле барокко: это овальная, причудливой формы чаша, которая покрыта подглазурной кобальтовой краской, с обеих сторон она имеет резервы в виньетках. Резервы заполнены рисунками, выполненными в технике деколь. Границы виньеток украшены надглазурной позолотой.
Для придания эффекта ручной росписи (а она была заменена на деколь для ускорения процесса декорирования и удешевления продукции) поверх переводной картинки мастер наносил несколько штрихов краской, что придавало объемность изображению. Сюжеты резервов различны: на одном мы видим композицию из крупных и мелких цветов, на втором – две фигурки путти (младенцев) с голубем (очень популярный мотив эпохи барокко). Жардиньерка имеет довольно внушительные размеры: 32,5х20,5х16 см. Вероятно, в свое время она была частью столового сервиза, в музей поступила от дарителей как единичный предмет.
В этом изделии художники фабрики Эдме Самсона попытались точно воспроизвести фарфоровые чаши Севра 1760 – 1770-х годов с характерной орнаментацией и позолотой, что свидетельствует о хорошем знании ими традиций Севра и высоком технологическом мастерстве.
Сохранившиеся образцы продукции фабрики Samson Ceramics сегодня такие же редкие, как и подлинные изделия тех знаменитых фарфоровых мануфактур, продукции которых они подражали.
и мероприятия
![Мастер-класс «На пленэр с Гречишкиным»](/upload/iblock/e75/hyfzqjivga2si6appntxfgu77s31rqci.jpg)
![Мастер-класс «На пленэр с Гречишкиным»](/upload/iblock/e75/hyfzqjivga2si6appntxfgu77s31rqci.jpg)
![Историческая экскурсия «Путешествие в ХХ век»](/upload/iblock/910/p6mddy5v83lru0ywmo92qhsusrgft8b2.jpg)
![Интерактивная экскурсия «История кинематографа»](/upload/iblock/235/6wmf0bub6nilf8119cioctzjlhb953ju.jpeg)
![Интерактивная экскурсия «Славные конники Ставрополья»](/upload/iblock/64d/ovavclkisxpyviw9n7ylmg1bgxvmz6g9.jpg)
![Квест-экскурсия по залу истории «В поисках «черного золота»](/upload/iblock/fab/00jhcjennm5seb6nblt2gs7tkcv8k8hu.jpg)