Бальная история Ставрополя
Развлекательные мероприятия в городах юга России в XIX столетии зачастую организовывали по общественно значимым поводам. Так, один из первых балов в Ставрополе был проведен 18 октября (по старому стилю) 1837 года в доме командующего войсками Кавказской линии.
Дом командующего войсками Кавказской линии в 1950-е гг.
Приурочен он был к посещению города императором Николаем I. «Кавказский календарь» на 1854 г. так описывает это событие: «Государь Император по открытии гимназии прибыл снова в дом Командующего войсками, где вечером был дан блестящий бал. На другой день, 19 октября, государь рано утром изволил выехать из Ставрополя по тракту в Новочеркасск в сопровождении многочисленной толпы народа».
Император Николай I
Немаловажную роль в оживлении культурной жизни города сыграл начальник Кавказской области, командующий Кавказской линией и Черноморией Павел Христофорович Граббе (1838 – 1842). Дом командующего стал центром проведения балов и званых обедов. Причем эти балы имели общественный характер и ставили целью приобщение местной интеллигенции и офицерства к нормам светской жизни и этикета, а также служили местом культурного общения.
Исследователь-кавказовед И.В. Бентковский, в частности, писал: «В свободные от занятий часы П.Х. Граббе очень часто посещал гимназию и нередко лучших из ее воспитанников вместе с преподавателями приглашал к себе на обеды и балы – тем, видимо, хотел возбудить людей к истинной цели просвещения».
П.Х. Граббе
В дальнейшем история балов на Ставрополье связана с деятельностью губернатора Карла Львовича Зиссермана (1882 – 1887). Он принял живейшее участие в открытии в Ставрополе Общественного собрания. Последнее должно было объединять «лучших людей города», «из хороших семей», не запятнавших себя ничем предосудительным. Располагалось собрание в трехэтажном доме в начале улицы Театральной (ныне здание Центральной городской библиотеки по пр-ту. Октябрьской революции, 7).
Здание Общественного собрания на ул. Театральной
Устав Общества был утвержден губернатором 3 марта 1883 г. Согласно Уставу, Ставропольское общественное собрание имело целью «дать возможность своим членам и их семействам приятно проводить время, для чего, кроме ежедневных вечерних собраний, назначаются семейные, танцевальные и детские вечера, обеды, балы и т.п.»
Собрание состояло из «членов» и «гостей». «Гости» могли входить в него не иначе, «как по собственноручной записке одним из членов в особую посетительскую книгу». Годовой взнос за участие в Собрании составлял 15 рублей.
Управление всеми делами возлагалось на совет старшин, которые из своей среды избирали казначея. Эти же лица занимались решением хозяйственных вопросов. Вечерние собрания членов бывали ежедневно с шести часов вечера до половины второго после полуночи. По истечении этого срока задержавшиеся облагались штрафом за каждые полчаса опоздания. За 15 минут до начала каждого штрафа дежурный официант был обязан громко звонить в колокольчик.
Строго регламентировалось и проведение балов. Устав гласил: «На семейных и танцевальных вечерах гражданские должны быть в помещениях, назначенных для танцев, в черном сюртуке; во время балов и маскарадов гражданские должны быть во фраках, а военные – в мундирах». Оружие все были обязаны оставлять в прихожей. Особое внимание уделялось соблюдению правил «Об играх и долгах». Разрешались все «так называемые коммерческие игры», если они не запрещены. Их правила составлялись советом старшин, скреплялись их подписями и выставлялись для сведения членов. После окончания игры в карты, например, по правилам Собрания, должен был следовать немедленный расчет.
Долговые счета по буфету велись буфетчиком и ежедневно сводились в специальную алфавитную книгу. Если долг превышал 5 рублей, буфетчик сообщал об этом старшине, и тот применял санкции к должнику.
Общественное собрание и в дальнейшем, в конце XIX – начале XX вв., продолжало оставаться центром культурной жизни Ставрополя. В том числе это касалось танцевальной культуры и проведения балов.
Дом командующего войсками Кавказской линии в 1950-е гг.