Режим работы
Понедельник: выходной
вторник: экскурсии
СР - ВС: 10:00 — 18:00

Кавказ в акварелях Макса Тильке

В январе 2022 г. фонды музея были пополнены коллекцией открыток, изданных в 1936 г. На открытках представлены традиционные народные костюмы кавказских народов, зафиксированные кистью известного немецкого художника Макса Тильке в 1910 г.

М. Тильке (1869 – 1942 гг.) родился в г. Бреслау (Германия). Он учился в Берлинской академии художеств. После окончания Академии работал в Берлине художником-декоратором, в Мадриде был копиистом в музее Прадо, в Париже – иллюстратором книг. В 1911 г. в Берлине в Библиотеке костюмов при Музее промыслов состоялась первая выставка живописных работ Тильке, настолько хорошо принятая публикой, что государство выделило бюджетные средства на их приобретение для библиотеки.

002.jpg

Автопортрет М. Тильке. На открытии кабаре «Голодный пес». Берлин, 1901 г.

Творчество М. Тильке было хорошо известно в России, и его пригласили на работу в Кавказский музей Тифлиса, учрежденный в 1852 г. при Кавказском отделе Императорского Русского Географического Общества (ИРГО). Директор музея А.Н. Казнаков провел большую работу по сбору этнографического материала. Для сбора коллекции одежды музеем были организованы экспедиции в различные уголки Кавказа. Результаты проведенной работы оказались настолько успешными, что Казнаков в 1910 г. стал рассматривать возможность издания атласа костюмов народов Кавказа.

Для работы над этим атласом был приглашен Макс Тильке. Художнику предложили делать рисунки с костюмов, хранящихся в музее, а также принимать участие в этнографических экспедициях. Рисование «in situ» (на месте) выглядело привлекательно, однако практика показала его неэффективность, в связи с чем было принято компромиссное решение: модель в костюме фотографировали, а в мастерской художник производил полную реконструкцию типажа. Таким образом, художник создал часть своих акварелей по фотографиям. Хотя при возможности рисовал костюмы прямо на модели.

004.jpg

Акварель Макса Тильке «Удинка из Нухи», 1910 г.

005.jpg

Оборотная сторона открытки «Удинка из Нухи», 1936 г.

Участие в экспедициях дало возможность художнику прочувствовать среду бытования костюмов, изучить правила их ношения. Все это стало залогом его творческого успеха. Начало Первой мировой войны не позволило Тильке продолжить работу – он возвратился в Берлин, взяв с собой часть рисунков, а в Тифлисе остались лишь 83 его работы.

Из этих работ, хранящихся в Государственном музее Грузии им. С. Джанашиа, 51 акварель – типажи в национальных костюмах. Все рисунки выполнены на высоком профессиональном уровне и являются уникальным материалом для изучения истории костюма.

003.jpg

Коллекция одежды в залах Государственного музея Грузии

001.jpg

Государственный музей Грузии им. С. Джанашиа

С акварельных рисунков М. Тильке в 1936 г. напечатали репродукции в виде набора открыток (36 штук), их большим тиражом выпустили под названием «Народы Кавказа в национальных костюмах». В 2007 г. в Тбилиси был опубликован каталог «Костюмы народов Кавказа», в котором увидели свет все 83 акварели Макса Тильке.

006.jpg

Акварель Макса Тильке «Удин из Нухи», 1910 г.

007.jpg

Оборотная сторона открытки «Удин из Нухи», 1936 г.

Теги:
Этнография
Основные залы музея
Зал этнографии
Зал этнографии
Зал истории
Зал истории
Зал природы
Зал природы
Зал археологии
Зал археологии