Режим работы
Понедельник: выходной
вторник: экскурсии
СР - ВС: 10:00 — 18:00

Новые находки на Татарском городище

Летом 2020 года на территории археологического памятника федерального значения «Татарское городище» проводились археологические разведки под руководством сотрудника Ставропольского музея-заповедника и Государственного музея искусства народов Востока О.А. Брилёвой.

Археологические разведки в основном сфокусировались на задаче проследить дороги городища и описать замеченные объекты. Сосредоточившись на дорожной сети, удалось выяснить, насколько разветвленными были дороги, соединявшие между собой три городища. Обнаружены километры не зафиксированных ранее новых дорог. Как правило, на плоских участках дороги не видны, но при наличии хотя бы небольшого уклона они довольно хорошо просматриваются в рельефе. Обвал дороги на границе между 2-м и 3-м городищами показал, что не существовало особых подсыпок, фактически дороги вытоптаны людьми, на склонах они углублены. Вероятно, располагающийся под грунтом песчаниковый камень, прекрасно пропускающий влагу, помогал дорогам оставаться сухими в непогоду и не требовал особого ухода. 

Выходы песчаника.JPG

Выходы песчаника

Выявился не зафиксированный ранее элемент навигации на дорогах, где могли разойтись два встречных потока людей, пропуская друг друга за счет небольшой развилки. Иногда подобные разветвления сопровождаются симметрично расположенными башнями на обочинах. Развилки могут находиться на пересечении от 3 до 7 дорог, образуя своеобразный перекресток.

С южной стороны 2-го Татарского городища зафиксирована дорога, проходящая вдоль дважды террасированного склона. Она сложена из расположенных на равном расстоянии, вкопанных вертикально песчаниковых плит, пространство между которыми заполнено небольшими плоскими камнями, уложенными горизонтально методом сухой кладки. Это единственная дорога, продолжившая свое существование в наши дни в виде улицы Горной села Татарка.

Древний участок ул. Горной с.Татарка.jpg

Древний участок ул. Горной с. Татарка

За стеной 3-го городища от прослеженной дороги сохранились небольшие узкие тропинки, ведущие к башням на склонах. На распутье дорог можно обнаружить большие песчаниковые камни, поросшие мхом. Вспоминая один из крупнейших городов Западной Алании – Кяфарское городище с его каменными песчаниковыми придорожными камнями с выбитыми на них рисунками и знаками – представляется перспективным в дальнейшем очистить дорожные камни от мха и изучить их поверхность на наличие особых знаков («вавилоны, олени, всадники» и др.), которые могут быть выдолблены или прочерчены в камне.

древняя дорога.jpg

Древняя дорога

На запад от 3-го городища, а также на северном участке между 1-м и 3-м городищами находятся балки с выходами рванного песчаникового камня, служившего строительным материалом для стен, башен и иных построек. Обнаружены дороги, ведущие от балок, изобилующих рваным камнем, к стене 3-го городища, а также уводящие на территорию дачного массива к северу от него. Таким образом, судя по подходящим к балкам дорогам и выровненным поверхностям для транспортировки камней, можно утверждать, что здесь были места добычи камня.

Часть дорог вела к ручьям, где на пересечении нескольких балок прослежены террасированные склоны с остатками строений. По дну балок текут ручьи, а берег представлен выходами голубой глины, являющейся прекрасным материалом для керамических изделий. Вероятно, здесь могли располагаться защищенные ремесленные центры. В южной части 3-го городища обнаружена разветвленная дорожная система, которая формирует две параллельные трассы (восточную и западную), ведущие к входной каменной группе перед плоской площадкой, которую сегодня занимает ДНТ «Лесок». Причем среди дач прослежены сложенные завалы из рванных песчаниковых камней.

развилка.jpg

Развилка

Можно лишь предположить, что столь мощная дорожная система приводила на удобную для жизни плоскую площадку, и, вероятно, здесь находились строения, которые в результате дачной деятельности исчезли.

В ходе археологических разведок было обнаружено новое фортификационное решение. На востоке от 1-го и на запад от 3-го городищ в склонах за стеной выкапывались рвы, по которым пролегали дороги, защищенные с двух сторон валами, сформированными за счет рельефа и выкопанного грунта. Причем созданные таким образом валы на склоне обязательно имели проходы и носили прерывистый характер. Вероятно, это особый прием, создающий возможность защиты путников и в то же время их досмотра. Как указывал В.Ю. Малашев, описывая ранее известную фортификацию городища, это «сложные и трудоемкие оборонительные сооружения».

В целом археологические разведки 2020 года подтвердили предыдущие описания памятника, а также взаимосвязь трех городищ, образующих единый «городской тип устройства и уклада».

Третье городище.jpg

Третье городище

Теги:
Археология
Основные залы музея
Зал этнографии
Зал этнографии
Зал истории
Зал истории
Зал природы
Зал природы
Зал археологии
Зал археологии