Попонка
В 1972 году в ходе этнографической экспедиции по Ставропольскому краю в фонды музея поступил домотканый ковер начала XX века, использовавшийся вместо одеяла. Записан как «попонка», со слов дарительницы – жительницы с. Константиновское А.Н. Сараевой – ковер-одеяло принадлежал ее матери, уроженке села Константиновского 1890 года рождения.
Р.М. Бунькова – сотрудница музея, принимавшая предметы, – по говору дарительницы и фасону сдаваемых предметов сделала вывод, что ее родственники проживали в Курской губернии. Свое предположение она указала в легенде к предмету.
Ковер представляет собой домотканое изделие из шерсти бытового назначения, имеет геометрический орнамент из цветных треугольников со ступенчатыми краями, образующих по форме и цвету рисунок в виде песочных часов и ромбов. Основные цвета – желтый, оранжевый, красный, сиреневый и бордовый. По краю ковер окантован темной каймой со стилизованными геометрическими цветами и каймой из красных и бордовых треугольников.
Уже при поступлении попонка имела плохие характеристики сохранности: старая, один конец обтрепан, явно разрезан пополам, и в 1982 г. предмет был списан как раз по этой причине: «Крайне ветхая, экспонированию не подлежит, реставрация нецелесообразна. Музейной ценности не имеет». При осмотре на сегодняшний день один край попонки потрепан в двух местах, имеется разрыв ткани в виде небольшой дыры в центральной части полотна. При сверке коллекции «Ткани, ковры, гобелены» в 2002 г. попонку положили в число ветхих предметов.
В феврале 2022 г. в музей пришел запрос от исследователя Ирины Анатольевны Дворкиной – автора книг по декоративно-прикладному искусству, художника, преподавателя, дизайнера, журналиста и фотографа. В числе фотоизображений ковров и дорожек, хранящихся в фондах музея, для публикации было предоставлено фото и сопровождающая информация о попонке, так как период создания предметов, которые интересовали автора, был ограничен началом ХХ в.
В сентябре 2022 г. в дар музею была передана книга И.А. Дворкиной «В поисках русского ковра» из серии «Русские ковры». Альбом в доступной форме и достаточно подробно рассказывает о традициях ткачества русского ковра в разных регионах России с дореволюционного периода. В книге использованы фото и информация от 37 региональных музеев, включая Эрмитаж, творческих центров и частных коллекционеров.
Изображение нашей попонки напечатано в разделе «Чтоб душа кипела от красоты» и открывает главу, рассказывающую о превращении дорожки в ковер. Здесь описывается технология создания таких ковров: они изготавливались из двух половинок, так как размеры и устройство старого ткацкого станка не позволяли сразу же ткать полотно ковра цельным. Сначала ткались и сшивались традиционные полосатые дорожки, позднее мастерицы стали рассчитывать рисунок так, чтобы при соединении двух половинок получался цельный узор.
Квадратный ковер был статусным предметом в доме. При осмотре ковра видно, что оба края одинаковые и следов порезов не имеют. Это объясняет, почему перед нами половина ковра – попонка на самом деле была заготовкой, одной из частей будущего большого ковра. Возможно, попонкой из детских воспоминаний А.Н. Сараевой и укрывались, но основным назначением этого предмета было украшение дома, и, может быть, по какой-то причине вторая половина так и не была сделана.
и мероприятия



