Стиральная доска
В фонды Ставропольского музея-заповедника в конце февраля 2025 года была передана стиральная доска со стеклянной рифленой вставкой. Редкий для современности предмет, так как практически у всех сейчас имеются стиральные машинки.
Стиральная доска. СССР, 1940-е гг. Дерево, стекло. Фабричное производство
По словам дарителя, стиральная доска была приобретена в 1940-х гг. в г. Кисловодске Садовниковой Дарьей Ивановной (1903 – 1971) и использовалась ею по прямому назначению.
Дарья Ивановна Садовникова. Кисловодск, конец 1930-х гг.
До войны у нее была другая доска – с металлической рифленой вставкой, но ее в период оккупации Кисловодска (август 1942 – январь 1943) Дарья Ивановна выменяла на продукты.
Стиральная доска. СССР, 1940-е – 1960-е гг. Дерево, металл. Фабричное производство
С ней жили 2 дочери, и надо было что-то есть (муж и оба сына были на фронте). Те из жителей города, которые согласились работать на немцев, получали продуктовые карточки, а те, кто не стал с ними сотрудничать, вынуждены были добывать себе пропитание самостоятельно. Большинство горожан меняло вещи на продукты на «хитром» рынке в самом Кисловодске или ходили в окрестные сёла. Дарья Ивановна таким образом вынесла из дома всё, что возможно было поменять: полотенца и скатерти, оконные занавески и нехитрые украшения в виде бус и гребней для волос. Потом в ход пошли эмалированные мисочки и кастрюльки, а затем наступила очередь стиральной доски. Так семья продержалась до прихода наших войск и освобождения Кисловодска в начале января 1943 г.
Д.И. Садовникова с дочерьми Надей и Валей. Кисловодск, 1940 г.
После войны, пока не налажена была торговля, приходилось стирать вручную, без приспособлений. Когда появились в продаже стиральные доски, Дарья Ивановна с радостью ее приобрела, хотя и говорила, что стоила доска «немалые деньги». Она пользовалась доской до конца жизни, а после ее кончины доску забрала к себе старшая дочь Надежда.
Д.И. Садовникова со старшей дочерью Надеждой. Кисловодск, 1953 г.
Она перевезла доску в Ставрополь, называя ее «фамильной ценностью». Несмотря на то, что у нее поначалу была стиральная машинка «Волга», а позже «Вятка», Надежда Ивановна устраивала маленькие постирушки именно с этой доской. Со временем деревянный корпус размок и рассохся, и на заводе «Красный металлист» замечательный мастер-столяр Александр Лифаренко заменил корпус, сделав точную копию оригинала на деревянных штырях, без металлических креплений.
Последняя реставрация доски произошла уже 2010-х гг., когда рейки доски закрепили, как смогли, с помощью металлического уголка. На этот момент в доме уже была стиральная машинка «Индезит», но Надежда Ивановна упорно использовала для мелкой стирки именно эту доску. После ее кончины в 2022 г. родственники приняли решение передать стиральную доску в музей как образец бытового приспособления 1940-х гг.
и мероприятия

