Режим работы
Понедельник: выходной
вторник: экскурсии
СР - ВС: 10:00 — 18:00

Страницы прошлого. Диорамы в отделе природы

Диорамы – изогнутые полукругом картины с передним предметным планом, которые широко используются в экспозициях музеев по всему миру. В 1960-е годы диорамы с пейзажами Ставрополья экспонировались в отделе природы краеведческого музея.

Полотна для диорам отдела природы были изготовлены художником Павлом Моисеевичем Гречишкиным. Мастер писал этюды в разных природных зонах края. В то время, когда Карачаево-Черкесия еще входила в состав Ставрополья, у нас встречались почти все существующие природные зоны от полупустыни до альпийского пояса. Не хватало только пустыни.

8 Панорама Горы Пятигорья. Леса у Машука..JPG

Диорама «Горы Пятигорья». Леса в окрестностях горы Железной

Для заднего плана диорам П.М. Гречишкиным по этюдам совместно с художником-декоратором Ф.Ф. Воротниковым и художником В.С. Дибровым были написаны ландшафтные полотна размерами более 5 – 7 метров в длину и 3 – 5 метров в высоту. Облака из-под руки мастера всегда выходят как живые. Вот они пушистыми клочками застыли в жарком мареве над летней степью, полной разнотравья. В разделе «Степь» Павел Моисеевич использовал отрезок целины под Бешпагиром.

1 2 3.jpg

П.М. Гречишкин. Диорама «Цветущая степь» (1959 г.), диорама «Облака над степными просторами», диорама «Степь» (1975 г.)

Из животного мира были представлены дрофы, пасущиеся в ковылях. Для лесостепного участка мастер написал одну из балок Ставропольской возвышенности с байрачным лесом.

5 Панорама Лесостепь нвф 18926-31.JPG

Диорама «Лесостепь». 1975 г.

На переднем плане видно, как лисица крадется из-за куста терновника. Диорама хранится в фондах Ставропольского музея-заповедника.

4 Диорама Лесостепь оф 18926-31.jpg

Диорама «Лесостепь». 1975 г.

Для зоны гор художник избрал Приэльбрусье. Животный мир гор представляли косуля и серна, затаившиеся среди скал и валунов.

6 7.jpg

Диорамы «Зона гор» (1975 г. и 1952 г.)

Недавно нам приоткрылась малоизвестная страница из жизни мастера. Оказалось, что художник П.М. Гречишкин участвовал не только в изготовлении диорам для отдела природы. В фондах музея-заповедника хранится документ о его участии совместно с художником-декоратором И.В. Лепаловским в изготовлении диорамы Невинномысского канала.

9 10.jpg

Листовка о диораме «Невинномысский канал» (1960-е гг.), художник-декоратор И.В. Лепаловский

С 1957 года Лепаловский, как и Гречишкин, был участником городских, краевых, зональных, групповых, всесоюзных выставок.

11 Лепаловский И.В..JPG

И.В. Лепаловский

Действующие макеты его декораций приобретали музеи, например, макет Крепостной горы, ранее экспонировавшийся в музее-заповеднике. Также художник помогал музеям в оформлении экспозиций.

макет.jpg

И.В. Лепаловский. Макет Крепостной горы

В работах И.В. Лепаловского преобладают мажорные светлые тона.

12 Этюд.jpg

И.В. Лепаловский. Этюд

Он со своим этюдником не раз бывал в Теберде и Домбае, возможно, там же, где писал этюды и Павел Моисеевич. Не раз соратники встречались на выставках.

14____~1.JPG

Открытие выставки «Реликвии ВОВ» в Ставропольском музее изобразительных искусств. Слева направо: В.С. Чистяков, И.В. Лепаловский, К.Г. Казанчан, П.М. Гречишкин. г. Ставрополь, 2 апреля 1985 г.

Бывал И.В. Лепаловский и в знаменитой мастерской П.М. Гречишкина, где они обсуждали удачные работы и обменивались опытом.

15 Ставропольские художники Качинский Н. С. Гречишкин П. М. Лепаловский И. В. в мастерской Гречишкина. 1960 г..jpg

Ставропольские художники Н.С. Качинский, П.М. Гречишкин, И.В. Лепаловский в мастерской Гречишкина. 1960 г.

Теги:
История
Природа
Основные залы музея
Зал этнографии
Зал этнографии
Зал природы
Зал природы
Зал археологии
Зал археологии
История города Ставрополя
История города Ставрополя